Всебелорусское народное собрание — это форма демократии участия

Всебелорусское народное собрание — это форма демократии участия. 

«Предложение Президента сделать Всебелорусское народное собрание конституционным органом стало, без сомнения, самой громкой политической новостью последних дней. Но что за этим стоит? И насколько осуществима сама идея? По сути, Александр Лукашенко озвучил идею, которая давно уже витала в воздухе. Практически на всех диалоговых площадках в разных регионах нашей страны люди выступали за то, чтобы внести положение о собрании в новую редакцию Конституции. Уже не раз говорилось об исторических корнях этого органа. Но оппоненты вопрошали: а какой у него статус, полномочия? И в определенном смысле имели резон. Другое дело, что слышны
были утверждения, будто Всебелорусское народное собрание чуть ли не атрибут авторитаризма. А вот здесь позвольте не согласиться, — отмечает Вадим Гигин.

— Наше собрание не что иное, как консультативно-совещательный орган. Сейчас в мире наблюдается настоящий бум таких институтов. В том числе в считающей себя правовым эталоном Европе. Это форма демократии участия, очень популярного в наши дни термина. Конечно, в его разумной, умеренной трактовке».

По мнению эксперта, современному обществу становятся тесны классические представительные органы, те же парламенты. Возникает необходимость проведения более широких консультаций с гражданами.

«И они выбирают своих представителей, которые не претендуют на получение власти, но готовы на нее влиять. Ведь политика — слишком серьезное дело, чтобы доверять ее одним представителям. Вот и появляются различные советы, коллегии, съезды. Самый известный пример деятельности консультативно-совещательного органа — российская Общественная палата. И пример, надо сказать, успешный. Но та же палата работает на постоянной основе. А Всебелорусское народное собрание созывается раз в пять лет. Разница ощутимая. Вот здесь и предстоит поработать законодателям, политическим и общественным деятелям, правоведам, да и нам, обычным гражданам. Необходимо детально прописать порядок созыва собрания, его статус, прерогативы. Нельзя исключать и появления неких постоянных рабочих органов. В общем, работа предстоит большая. Но ведь на то она и конституционная реформа», — подытожил Вадим Гигин.