100 лет БССР

Дубровно, дубровенский, 100 лет БССР

1 января 2019 года исполняется 100 лет со дня образования Белорусской Советской Социалистической Республики. БССР — целая эпоха в истории, которая просуществовала почти весь XX век и стала фундаментом для современной белорусской государственности.
Становление белорусской государственности на советской основе происходило в чрезвычайно сложных геополитических условиях: развязанной Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. Своеобразной точкой отсчета формирования белорусской государственности на советской основе является Первый Всебелорусский съезд, созванный в декабре 1917 года при финансовой поддержке правительства Советской России
Избранному на данном съезде органу в соответствии с заключенным соглашением должна была перейти вся полнота власти на территории Беларуси. В резолюции съезда отмечалось, что делегаты, «закрепляя свое право на самоопределение, завоеванное Российской революцией», постановили «выделить из своего состава орган краевой власти в лице Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов». Но в результате насильственного разгона Первого Всебелорусского съезда руководством Областного исполнительного комитета Западной области и фронта (Облисполкомзапа) легитимный процесс формирования белорусской государственности был прерван. Однако данный вопрос не был снят с повестки дня. Деятели левого крыла белорусского национального движения вошли в состав созданного Белорусского национального комиссариата (Белнацкома), функционировавшего на правах отдела Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР.
Созданный орган — Белнацком заложил основы будущей белорусской советской государственности. Вместе с белорусскими секциями РКП(б) Белнацком вел политическую и культурно-просветительскую работу среди белорусов на территории Советской России. Его представители опекали беженцев, брали на учет белорусские организации и учреждения, эвакуированные во время Первой мировой войны, открывали белорусские школы и клубы, издавали литературу на белорусском и русском языках. Под влиянием этих организаций идея реализации белорусской национальной государственности на советской основе приобретала все более широкую поддержку, что находило отражение в принятии соответствующих резолюций белорусскими собраниями, конференциями и съездами.
Решающим шагом на пути национально-государственного самоопределения Беларуси на советской основе явились решения конференции белорусских секций РКП(б), состоявшейся 21-23 декабря 1918 года в Москве. Конференция признала необходимым создание Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси. Фактически вопрос о самоопределении Беларуси получил свое разрешение в последнюю неделю декабря 1918 года, когда Центральное партийное и советское руководство согласилось на провозглашение независимой Социалистической Советской Республики Беларуси.
Уже 30 декабря 1918 года в Смоленске начала работу VI Северо-Западная областная конференция РКП(б), провозгласившая себя I съездом Коммунистической партии (большевиков) Беларуси. Согласно директиве ЦК РКП(б) в доклад Александра Мясникова по вопросу «Текущий момент» был включен пункт «Белорусская Советская Республика», содержащий предложение объявить Западную коммуну самостоятельной социалистической республикой. В качестве аргумента выделялся международный фактор: «замкнуть цепь самоопределившихся образований». Делегаты согласились с таким предложением и приняли общую резолюцию о провозглашении Западной коммуны Белорусской Советской Республикой.
В тот же день единогласно было принято отдельное постановление о территории Беларуси. Согласно документу основным территориальным ядром республики считались губернии Минская, Смоленская, Могилевская, Витебская и Гродненская с прилегающими к ним местностями соседних губерний, населенных преимущественно белорусами.
Вечером 1 января 1919 года было окончательно сформировано Временное рабоче-крестьянское правительство Беларуси. Председателем правительства был утвержден Дмитрий Жилунович.
В этот же день по радио был обнародован Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси и в ночь с 1 на 2 января напечатан.
В тексте Манифеста Беларусь провозглашалась «свободной независимой Социалистической Республикой», закреплялись основные положения ее общественного и политического строя.
Вскоре Временное рабоче-крестьянское советское правительство Беларуси и Центральное бюро КП(б)Б переехали из Смоленска в Минск. На первом же заседании 7 января оно приняло решение о созыве I Всебелорусского съезда Советов, в целях юридически-правового оформления факта образования республики. Однако практическое строительство белорусского советского государства было осложнено принятым решением Пленума ЦК РКП(б) от 16 января 1919 года о передаче Витебской, Могилевской и белорусской части Смоленской губернии в состав РСФСР и последующим созданием унитарной Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики на основе объединения Минской и Гродненской губерний с Литвой. 2-3 февраля 1919 года состоялся I Всебелорусский съезд Советов, на котором Яков Свердлов зачитал постановление ВЦИК РСФСР о признании независимости Социалистической Советской Республики Беларуси. Съезд принял первую Конституцию республики, а также декларации об установлении федеративных связей с РСФСР и объединении Советских Социалистических Республик Беларуси и Литвы в единое государство.
Негативное влияние на государственное строительство оказала польско-советская война. В конце февраля 1919 польские войска начали наступление. 21 апреля 1919 года был захвачен город Вильно, 8 августа поляки заняли Минск, который был освобожден лишь 11 июля 1920 года, после чего власть в Минске перешла к Минскому губернскому военно-революционному комитету (ВРК) во главе с Александром Червяковым. Только после освобождения территории Беларуси от польских интервентов в июле 1920 года советским руководством было решено повторно провозгласить Советскую Социалистическую Республику Беларусь. Торжественное провозглашение состоялось 31 июля 1920 года в Минске в помещении городского театра. Гражданская война в России, длившаяся более четырех лет, завершилась осенью 1922 года: советская власть окончательно закрепилась в стране. Интеграционный процесс получил дальнейшее развитие в период мирного строительства и восстановления хозяйства.
В конце 1922 года движение за объединение советских республик в единое государство вступило в заключительный этап. Важным политическим событием явился IV Всебелорусский съезд Советов, состоявшийся 14-18 декабря 1922 года, на котором были приняты «Основные пункты Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В этом документе отмечалось, что «Республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация (Грузия, Азербайджан, Армения) объединяются в одно союзное государство под названием «Союз Советских Социалистических Республик», причем за каждой из этих республик остается право свободного выхода из Союза».
Уже 30 декабря 1922 года Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик был принят I съездом Советов СССР. В нем заявлялось, что РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР «заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик».
Важным этапом для дальнейшего успешного развития белорусской государственности был период ее существования в составе Советского Союза. Советская Беларусь стала одной из республик-основательниц СССР и центром собирания белорусских земель и белорусского народа в едином белорусском государстве. В марте 1924 года и декабре 1926 года в результате возвращения восточных белорусских территорий из состава РСФСР в состав БССР вошли уезды Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, в которых преобладало белорусское население.

Индустриализация народного хозяйства

Революция, гражданская война и интервенция обернулись для молодых республик созданного в 1922 году СССР голодом и разрухой. Чтобы преодолеть кризис, партия большевиков решилась на чрезвычайные меры, получившие наименование политики «военного коммунизма»: вводилась монополия на хлеб, продразверстка, повсеместно создавались комитеты бедноты.
В 1921 году в БССР наметился переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэп ). Нэп основывался на использовании рыночных механизмов в сельском хозяйстве и промышленности, включая участие частного, в том числе иностранного, капитала при сохранении ведущей роли государства. Подобный хозяйственный механизм стимулировал к более высокой производительности труда, регулировал соотношение личных и общественных интересов. Нэп имел огромное значение для восстановления народного хозяйства БССР, однако в середине 1920-х годов эта политика начала давать сбои, в первую очередь в социальной сфере. В результате партийное руководство решило вернуться к системе административно-командных методов управления.
На XIV съезде ВКП(б) и X съезде КП(б)Б в декабре 1925 года был взят официальный курс на индустриализацию народного хозяйства. Планировалось за пять лет (с 1928 по 1933 хозяйственные годы) увеличить объем промышленной продукции на 180% и поднять производительность труда в индустрии на 110%.
В мае 1929 года IX Всебелорусский съезд Советов утвердил первый пятилетний план развития народного хозяйства и культуры БССР, разработанный на основе общесоюзного плана. Были определены основные задачи: форсированные темпы индустриализации БССР, повышение удельного веса промышленности в народном хозяйстве и, как следствие, подъем экономики и культуры, повышение жизненного уровня народа. Экономика БССР, встроенная в экономику СССР, имела свои особенности.
С 1926 года и до конца первой пятилетки в стране основное внимание уделялось развитию легкой и пищевой промышленности, тогда как в других республиках ставка делалась главным образом на тяжелую индустрию. Общий объем капиталовложений в промышленность БССР за первую пятилетку составил 243 млн рублей. Из этой суммы на новое строительство было выделено 58,8%, на расширение и реконструкцию действующих предприятий — 38,6%. В строй были введены 78 крупных и 480 мелких и средних новых предприятий.
Важнейшими из промышленных новостроек стали фабрики швейная «Знамя индустриализации» и чулочно-трикотажная «КИМ» в Витебске, труболитейный завод в Могилеве, бобруйский, борисовский и гомельский деревообрабатывающие комбинаты. В 1930 году дала первый ток крупнейшая в БССР Белорусская государственная районная электростанция, возведенная под Оршей.
Одной из самых значимых промышленных новостроек Беларуси в годы первой пятилетки стал завод сельскохозяйственного машиностроения в Гомеле («Гомсельмаш»). В 1930-е годы он изготовлял силосорезки, картофеле- и сеносортировочные машины, молотилки, сенокосилки и другую сельскохозяйственную технику для нужд всего СССР. До 1941 года заводом было выпущено более 326 тыс. сельскохозяйственных машин 26 серийных марок. Благодаря активному росту промышленности уже в 1931 году объем ее продукции превзошел объем валовой продукции сельского хозяйства.
Из аграрной республики БССР превратилась в индустриально-аграрную. Возникли новые отрасли промышленности, произошло становление большой электроэнергетики, начала формироваться сеть железнодорожного, автомобильного, речного транспорта. В годы второй пятилетки (1933-1937) в стране массовый характер приобрело «стахановское» движение за повышение производительности труда. В первых рядах участников соревнования шли коммунисты и комсомольцы БССР. На некоторых предприятиях республики 100% коммунистов становились участниками социалистического соревнования. Так, например, на «Гомсельмаше» к концу 1933 года все коммунисты-рабочие стали ударниками производства.
С 1933 по 1937 годы в БССР было построено 1700 предприятий, около 90 реконструировано. Накануне Великой Отечественной войны 80% всей продукции народного хозяйства БССР приходилось на промышленность, которая выпускала сложные металлообрабатывающие станки, сельскохозяйственные машины, двигатели, турбины, радиаторы, чугунные трубы, радиоприемники, цемент, искусственный шелк, продукцию лесохимии, фанеру, бумагу, мебель, обувь, льняные, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, трикотажные, швейные изделия и др. Республика занимала важное место во всесоюзном производстве, выпуская 33,8% всей вырабатываемой в СССР фанеры, 27% спичек, 30% искусственной олифы, 25% дрожжей, 11% маргарина, более 10% металлообрабытывающих станков, более 10% добываемого торфа. По производству шерстяных тканей БССР занимала 2-е место в Советском Союзе.
Успешное проведение индустриализации в стране стало возможным во многом благодаря экономическим связям с другими республиками СССР. Кроме обмена природными ресурсами и промышленными изделиями советские республики сотрудничали в технико-экономическом обосновании и проектировании предприятий промышленности и транспорта. Так, например, в Москве был разработан проект строительства Могилевской фабрики искусственного шелка, в Ленинграде — Борисовской спичечной фабрики «Красная Березина». Специалисты из России и Украины участвовали в возведении Кричевского цементного завода.

Коллективизация народного хозяйства

Проведение индустриализации в стране требовало укрепления сельскохозяйственного сектора экономики, поскольку деревня являлась главным источником сырья для промышленности и продовольствия для городских жителей. Социалистическое переустройство сельского хозяйства началось на территории Беларуси сразу после Октябрьской революции.
Первые колхозы появились уже в конце 1917 — начале 1918 года в Оршанском, Витебском, Лепельском, Быховском, Горецком и ряде других уездов. В годы нэпа, когда развитию сельского хозяйства способствовали экономические стимулы, а индивидуальные хозяйства находились на подъеме, интерес к коллективным формам хозяйствования снизился. В колхозы в это время вступали, главным образом, батраки и безземельные крестьяне.
По сравнению с довоенным периодом сельское хозяйство благодаря нэп у достигло некоторых успехов. Тем не менее, уровень его развития к концу 1920-х годов оставался низким. Из-за малых урожаев и низкой производительности труда в деревне республика не обеспечивала своих растущих потребностей в продовольствии и сырье. В городах была введена система обеспечения населения продуктами по карточкам. Советское руководство посчитало, что решить создавшиеся проблемы сможет всеобщая коллективизация сельского хозяйства. Курс на коллективизацию был задан в ноябре 1929 года, когда в газете «Правда» появилась статья И.В.Сталина «Год великого перелома».
В БССР началась широкомасштабная коллективизация, несмотря на то что необходимых социальных, экономических, материально-технических условий для этого не было. Лишь за декабрь 1929 года в колхозы БССР было включено 165,3 тыс. крестьянских хозяйств.
Таким образом, за месяц удалось поднять процент коллективизации по стране с 9,8 до 20,9. 5 января 1930 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», согласно которому коллективизация в Беларуси должна была завершиться в 1933 году. Однако партийное руководство БССР поставило цель осуществить коллективизацию в кратчайшие сроки. В феврале 1930 года Бюро ЦК КП(б)Б приняло решение о коллективизации сельского хозяйства БССР на 75-80% к весенней посевной.
В помощь местным партийным и советским органам для проведения коллективизации партийное руководство направило в деревню фабрично-заводских рабочих («двадцатипятитысячников»).
В БССР первый отряд таких рабочих после двухнедельной подготовки на курсах выехал на места в начале февраля 1930 года. Он насчитывал 612 человек (71% — коммунисты), из которых большинство впоследствии стало председателями и членами правлений колхозов. Использование методов административного и экономического принуждения привело к тому, что в марте 1930 года в колхозы было объединено 457,5 тыс. крестьянских хозяйств, то есть 58% от общего количества. В семи районах была завершена сплошная коллективизация.
В Москву была направлена записка с просьбой включить БССР в число районов полного обобществления сельского хозяйства и объявить ее республикой сплошной коллективизации.
В это время активно проводилась политика «ликвидации кулачества как класса», провозглашенная постановлением ЦИК СССР от 1 февраля 1930 года.
Кулаков, то есть зажиточных крестьян, во внесудебном порядке лишали имущества и гражданских прав, высылали из родных деревень в отдаленные местности СССР. Часть из них была обвинена в контрреволюции, приговорена к различным срокам лишения свободы или к расстрелу. Наряду с кулаками были репрессированы многие середняки и даже бедняки, высказывавшие недовольство коллективизацией (так называемые подкулачники).
За годы коллективизации в ходе раскулачивания в БССР было ликвидировано 95,5 тыс. крестьянских хозяйств, выслано за пределы республики 600-700 тыс. человек. Форсированные темпы коллективизации вызывали массовое недовольство крестьян, выливавшееся в вооруженные антисоветские выступления, которых только с января по апрель 1930 года в БССР было зарегистрировано 520. Крестьяне не имели материального стимула к вступлению в сельхозартели, где скот и инвентарь обобществлялись бесплатно. Поэтому многие крестьяне перед тем, как вступить в колхоз-артель, забивали скот, уничтожали семена, корма. Обострившаяся ситуация в деревне вынудила руководство ВКП(б) принять срочные меры. 2 марта 1930 года в газете «Правда» была напечатана статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов», где осуждалась практика принудительной коллективизации.
Начался массовый отток крестьян из колхозов. К июню 1930 года процент коллективизации снизился в БССР с 58 до 11, а обобществленной пахотной земли — с 66 до 15. Уходя из колхозов, крестьяне забирали свой скот, инвентарь, фураж. В результате часть колхозов распалась.
Новая волна коллективизации была связана с распространением машинно-тракторных станции (МТС), предоставлявших трактора и другую технику колхозам для ведения сельскохозяйственных работ. Именно они, по мнению руководства ВКП(б), должны были убедить крестьянские массы в преимуществах социалистического способа производства, основанного на коллективном труде.
Первая в Беларуси Койдановская МТС была создана весной 1930 года, а к 1937 году их было уже 200 по всей стране. Внедрение коллективных форм хозяйствования не улучшало благосостояния сельских жителей.
В 1930 году для учета и оплаты труда в колхозах были введены так называемые трудодни, которые еженедельно отмечались в трудовой книжке работника.
В конце года, после расчетов с государством, оставшуюся продукцию распределяли среди членов колхоза в зависимости от количества отработанных ими трудодней. Распределение происходило главным образом в натуральной форме, поскольку правительство и колхозцентр запретили использовать денежную форму оплаты труда в колхозах. Так как работники получали скудное вознаграждение, основным источником их существования было собственное приусадебное хозяйство.
В годы второй пятилетки (1933-1937) состояние сельского хозяйства БССР постепенно улучшалось: в колхозах и совхозах вводились многочисленные севообороты, развивалось животноводство, применялась новая агротехника.
Активно проводилась мелиорация болот и заболоченных угодий. За этот период было осушено 60 тыс. га болот, в результате чего посевные площади колхозов увеличились на 67,1%.
К концу 1937 года в колхозах состояло 685 тыс. бывших единоличных крестьянских хозяйств, или 87,5% от их общего числа.
Накануне Великой Отечественной войны коллективизация в БССР была в основном завершена: во всех областях республики степень объединения хозяйств достигла 93,4%, а посевной площади — 96,2%.

 

Послевоенное восстановление

   Великая Победа значительно укрепила международный авторитет Советского Союза. БССР в числе других государств в 1945 году стала одной из основательниц ООН, вместе с делегацией СССР выступала за укрепление международной без-опасности, обеспечение мирного развития для всех стран.
   Несмотря на благоприятную внешнеполитическую ситуацию и внутреннюю общественно-политическую стабильность, республика переживала тяжелые времена. В результате войны и оккупации Беларусь понесла огромные людские и материальные потери. Было разрушено 209 из 270 городов и райцентров, 9200 сел и деревень, более 10 тыс. предприятий. Враг уничтожил свыше половины национального богатства республики. По состоянию экономического развития БССР была отброшена к уровню 1928 года, а по таким важнейшим отраслям как промышленность и энергетика — к показателям 1913 года. В освобожденной республике действовало лишь 2% довоенных энергетических мощностей, значительные потери понесли транспорт, сельское хозяйство.
   Для скорейшего возрождения БССР требовалось в кратчайшие сроки ликвидировать последствия войны, восстановить народное хозяйство и обеспечить нормальные условия жизни населения. Первые шаги были предприняты сразу после изгнания захватчиков из восточных районов республики в сентябре 1943 года. Война еще продолжалась, и значительная часть средств направлялась союзным руководством на нужды фронта. В первую очередь восстанавливались предприятия оборонного значения и те, что снабжали население предметами первой необходимости. В мае 1944 года были введены в строй гомельские паровозоремонтный и кирпичный заводы, в августе — завод «Гомсельмаш». Через месяц после освобождения Минска начали выпускать продукцию 13 столичных предприятий.
   Со второго полугодия 1944 года в БССР стали работать 72 электростанции. К маю 1945 года в республике функционировало 12 тыс. промышленных объектов, из них 8 тыс. фабрик и заводов, 4 тыс. артелей и мастерских. К февралю 1946 года было восстановлено более 10 тыс. км железных дорог, 1735 мостов.
   Главной задачей в первую послевоенную пятилетку (1946-1950) стало достижение довоенного уровня экономики и дальнейшее ее развитие. Интенсивно росли производственные объемы тяжелой индустрии, энергетики, зачастую в ущерб легкой и пищевой промышленности. К концу 1950 года промышленность БССР по объему валовой продукции превысила довоенной уровень на 15%, а в западных областях Беларуси — почти в 2 раза. Ведущей отраслью становилось машиностроение: в 1950 году автозавод дал народному хозяйству около 2,4 тыс. автомобилей, велосипедный завод выпустил 70 тыс. велосипедов, тракторный — первые 36 машин.
   Более сложным и противоречивым было восстановление сельского хозяйства. За годы оккупации пришли в негодность и запустение сотни тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, резко сократилось поголовье скота. После войны в аграрном секторе было задействовано менее половины довоенного числа колхозников, фактически это были только женщины, подростки и старики. Даже к 1950 году многие показатели развития сельского хозяйства были ниже довоенных. Так, по сравнению с довоенным уровнем посевные площади составляли 99,3%, поголовье крупного рогатого скота — 96,5%, лошадей — 62%, свиней — 64,7%. Сознавая, что сельское хозяйство Беларуси находится в тяжелом положении, Совет Министров СССР постановил выделить республике материальную помощь: в страну направлялось зерно, скот, всевозможная техника.
   Постепенно Беларусь оправлялась от тяжелых последствий войны. В 1947 году была отменена карточная система распределения продуктов, снизилась цена на ряд промышленных и продовольственных товаров. В 1949 году завершилось переселение людей из землянок в благо¬устроенные дома, хотя жилищная проблема оставалась достаточно острой.
   Пятый пятилетний план развития народного хозяйства БССР (1951-1955) предусматривал повышение материального и культурного уровня жизни населения, активное включение республики в научно-техническую революцию. В этот период был изменен курс развития народнохозяйственного комплекса в сторону производства товаров народного потребления, увеличения капиталовложений в легкую, пищевую промышленность, аграрный сектор. Это позволило почти вдвое увеличить выпуск товаров народного потребления. Улучшилось и положение сельского хозяйства: с середины 1950-х годов оно впервые за послевоенные годы стало рентабельным.
   В 1951-1955 годах в Беларуси вошло в строй 150 крупных промышленных предприятий и более 200 средних и мелких. В их числе были Минские подшипниковый и часовой заводы, радиозавод, завод отопительного оборудования, камвольный комбинат, завод швейных машин в Орше, сахарный завод в Скиделе, Витебская шелкоткацкая фабрика и другие. За годы пятилетки валовой объем промышленной продукции увеличился более чем вдвое, при этом продолжался преимущественный рост тяжелой индустрии.        Производство грузовых автомобилей увеличилось в 5,4 раза, металлообрабатывающих станков — в 2,4 раза, электроэнергии — в 2,5 раза. По производству торфа, льняных тканей, льноволокна, фанеры БССР заняла 2-е место в Советском Союзе.
После войны начала активно налаживаться социальная инфраструктура. Уже к 1949 году полностью была восстановлена сеть учреждений здравоохранения, которые обеспечивались необходимым медицинским оборудованием. За короткий срок было создано 252 детских дома, в них воспитывались около 27 тыс. детей. Им предоставлялось горячее питание, бесплатно выдавалась одежда и обувь. Более 31 тыс. сирот разместили в семьях.
   Пагубно война и оккупация отразились на состоянии науки и культуры в БССР. Необходимо было, в первую очередь, восстановить систему народного образования. Темпы были стремительные: к 1951 году в республике насчитывалось свыше 12,7 тыс. школ, в том числе 230 школ рабочей и 714 сельской молодежи. Посильную помощь оказывали БССР братские советские республики: направляли в страну рабочие кадры, выделяли оборудование для школ, учебную литературу.
   Первое время особенно острой была проблема нехватки педагогов. Отчасти она была решена, когда в школы из эвакуации вернулись 4980 учителей, а также 6840 демобилизованных учителей-фронтовиков. Постепенно учительский состав улучшался: если в 1944-1945 учебном году в школах Беларуси работало лишь 19,7% учителей с высшим и неполным высшим образованием, то в 1955-1956 учебном году такое образование имели около 50% педагогов.
   Важным нововведением стал переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию, который в основном был закончен к середине 1950-х. В это же время был осуществлен перевод преподавания на двуязычную основу: занятия в школах велись на русском и белорусском языках.
   Что касается высшего образования в БССР, то в 1945 году из 25 довоенных вузов в республике работало 22. К концу 1940-х годов появились новые высшие учебные заведения. В Минске открылись театральный и лесотехнический институты, педагогический институт иностранных языков. Также были основаны Брестский педагогический институт, Гродненский педагогический институт, Гродненский сельскохозяйственный институт, Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле.
После освобождения возобновилась работа Академии наук БССР. Уже в 1945 году дей¬ствовало 8 академических институтов, к началу 1950-х годов — 20 научно-исследовательских институтов. В них работало 500 сотрудников, в том числе 51 доктор наук и 139 кандидатов наук. Расширялись направления научных исследований: далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р.Жебрака (генетик), Н.И.Гращенкова (физиолог), С.И.Губ¬кина (физик), Г.Ф.Александрова (философ), В.Н.Перцева (историк) и других.
   Середина 1950-х ознаменовалась началом научно-технической революции, которая открывала возможности комплексной автоматизации производ¬ства, использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ), новых источников энергии, материалов. На основе решений Пленума ЦК КПСС в годы шестой пятилетки (1956-1960) в БССР ускоренными темпами происходило внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники.
В 1959-1965 годах ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Была введена в строй Березовская электростанция, что дало возможность создать единую Белорусскую энергосистему. Начали работу Первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотнотуковый, Полоцкий нефтеперерабатывающий заводы и ряд других крупных предприятий.
Со временем значительно улучшилось положение аграрного сектора. Этому способствовали решения, принятые в сентябре 1953 года на Пленуме ЦК КПСС, который определил меры по экономиче¬скому укреплению сельского хозяйства, повышению самостоятельности колхозов и совхозов, материальной заинтересованности крестьян. В результате повысилось благосостояние хозяйств, возросло производство сельхозпродукции.
   В годы восьмой пятилетки (1966-1970) объем промышленной продукции увеличился в 1,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла на 45% по сравнению с показателями 1965 года.
Период с 1970 по 1985 год принято считать «застойным» для советской, в том числе и белорусской, экономики, хотя дать ему однозначную оценку непросто. С одной стороны создавались новые отрасли промышленности, вводились в строй предприятия, а с другой — падали темпы экономического роста. Реальные доходы населения увеличивались, и вместе с тем все более ощутимым становился дефицит товаров первой необходимости. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным.
   Назрели противоречия и в сельском хозяйстве. Наряду с укреплением материально-технической базы колхозов и совхозов, развитие сельскохозяйственного производства замедлилось, росло количество нерентабельных хозяйств. Аграрная проблема осталась нерешенной, несмотря на то что изменилась система управления сельским хозяйством, создавались агропромышленные комплексы, в сельское хозяйство вкладывались огромные средства.
За 1956-1985 годы число научных учреждений увеличилось с 76 до 167, главным из них по-прежнему являлась Академия наук БССР. Количество ученых БССР к 1985 году составило более 42 тыс. человек, среди них 13 тыс. кандидатов наук и более 1 тыс. докторов наук. По ряду направлений белорусские специалисты занимали лидирующие позиции в СССР, в частности, в порошковой металлургии, технической кибернетике, физике атомных реакторов. С 1965 по 1985 год ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР, 57 Государственных премий БССР.
   Огромный вклад в культуру внесли выдающиеся деятели искусств БССР. После Великой Отечественной войны в белорусскую литературу пришла плеяда талантливых авторов, чьи произведения впо¬следствии стали классическими: А.Кулешов, М.Танк, П.Бровка, М.Лыньков, И.Мележ, В.Быков, И.Шамякин и другие. Их книги издавались массовыми тиражами, широко переводились и распространялись за пределами республики. Сокровищницу музыкального искусства пополнили творения таких мастеров, как Н.Аладов, А.Богатырев, Г.Пукст, В.Оловников. Небывалого творческого подъема достиг белорусский театр и кинематограф. Изобразительное искусство было представлено такими талантами, как В.Волков, В.Цвирко, З.Азгур, А.Бембель, А.Глебов и другие.
Преодолев трудности послевоенного восстановления, БССР в течение по¬следующих десятилетий стала экономически и культурно развитой республикой в составе СССР. В этот период был заложен прочный фундамент белорусской национальной государственности, который выдержал испытание временем, создал надежную основу строительства суверенной Республики Беларусь.

 

Распад СССР и образование Республики Беларусь

Дубровно, дубровенский, БССР

Во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов в экономике и политической жизни СССР наметились кризисные явления, которые не могли не отразиться на положении союзных республик. В этот период народное хозяйство БССР развивалось крайне противоречиво. Наряду с ростом экономического потенциала республики, незначительным дефицитом бюджета, относительным равновесием потребительского рынка наблюдалось снижение основных экономических показателей. Советская система централизации хозяйства обнаруживала свою несостоятельность: устаревшая модель управления не соответствовала новым требованиям и экономическим интересам государства, начались конфликты между центром и регионами. Это привело к падению темпов экономического развития по всему Советскому Союзу.

В БССР, как и в других союзных республиках, наблюдались признаки кризисной ситуации. Многие предприятия простаивали по причине недопоставки сырья, комплектующих из других районов СССР. Начала расти инфляция — впервые в мирное время в БССР стали вводиться талоны на продукты и некоторые товары долговременного пользования. В связи с этим увеличивалось недовольство населения. В 1986 году тяжелым ударом для страны стала Чернобыльская катастрофа, обернувшаяся серьезными последствиями для здоровья населения, экологии и экономики Беларуси. Чтобы смягчить последствия кризиса 5 декабря 1989 года Верховный Совет республики принял по предложению правительства постановление «О первоочередных мерах по переходу Белорусской ССР с 1990 г. на новые условия хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования».

Предполагалось, что при рациональном использовании региональных факторов можно будет повысить эффективность производства, задействовав хозяйственные ресурсы страны на пользу местному населению. Но в условиях, когда две трети министерств и государственных комитетов оставались по-прежнему союзно-республиканскими, осуществить этот план на практике было невозможно. В дальнейшем непоследовательные меры властей не оказывали желаемого эффекта и не способствовали улучшению экономической ситуации.

На фоне экономического кризиса в Советском Союзе назревали масштабные общественно-политические преобразования. Апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года и XXVII съезд партии в 1986 году провозгласили политику перестройки, определив ее как реформирование экономической и политической системы, социальной и культурной сфер жизни, создание правового государства. В 1987 году под воздействием масс КПСС вынуждена была согласиться на признание идеологического плюрализма, а в 1988 году — политического. В результате политики гласности хлынул поток информации ранее недоступной населению, развернулась полемика о путях обновления социализма. В обществе получила распространение идея о невозможности экономических преобразований без политической реформы.

В конце 1988 года были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и принят закон «О выборах народных депутатов СССР», согласно которому впервые вводился институт выборов депутатов на альтернативной основе. 26 марта 1989 года состоялись первые в истории альтернативные выборы в Верховный Совет СССР. Вскоре после этого Председателем Верховного Совета, а впоследствии первым и единственным президентом СССР стал М.С. Горбачев.

Позднее, весной 1990 года, парламентские выборы прошли в ряде советских республик. Беларусь не стала исключением: 4 марта 1990 года в соответствии с новым законом «О выборах народных депутатов Белорусской ССР» состоялись выборы в Верховный Совет и местные Советы БССР. В это же время Прибалтийские республики, в парламенты которых вошли многочисленные представители национально-демократических движений, инициировали вопрос об отделении от СССР. Первыми из Советского Союза вышли Литовская ССР и Грузинская ССР.

 

Дубровно, дубровенский, БССР

Оставшиеся союзные республики попытались реформировать государственное устройство: Верховный Совет СССР законодательно предоставил им гарантии экономической самостоятельности. РСФСР первой приняла Декларацию о суверенитете, вслед за ней такие же декларации приняли и другие союзные республики, в том числе и Белорусская ССР 27 июля 1990 года. Таким образом, на территории Беларуси было провозглашено верховенство Конституции БССР и ее законов.

Суверенизация союзных республик подрывала единство СССР, в связи с чем руководство страны в ноябре 1990 года предложило проект нового союзного договора. На IV съезде народных депутатов СССР в декабре 1990 года было принято решение о проведении 17 марта 1991 года референдума по вопросу о дальнейшей судьбе СССР. На той территории Советского Союза, где референдум проводился, участие в голосовании приняли 80% избирателей. За сохранение Союза высказались 76,4% голосовавших, против — 21,7%.

Подписание нового союзного договора, который признавал приоритет республик, но сохранял СССР как единое государство, было назначено на 20 августа 1991 года. Однако группа высших партийных и государственных руководителей СССР, не соглашаясь с проектом договора из-за ослабления роли союзного центра, 19 августа 1991 года в Москве объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), о переходе к нему всей полноты власти и введении в ряде регионов СССР чрезвычайного положения. Эти действия вызвали отрицательную реакцию руководства РСФСР и других союзных республик. В результате правительства и Верховные Советы союзных республик окончательно взяли курс на независимость.

На внеочередной сессии Верховного Совета БССР 25-26 августа 1991 года был принят закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета БССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики» и постановление об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР. Верховный Совет республики 19 сентября 1991 года подписал закон,  согласно которому название Белорусская ССР упразднялось и вводилось новое — Республика Беларусь. Вместе с тем была утверждена и новая государственная символика. 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще в правительственной резиденции Вискули руководители Беларуси, России и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) со штаб-квартирой в Минске.

Документ также констатировал, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». При этом участники соглашения обязывались развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в различных сферах, включая политику, экономику, торговлю, культуру, науку, здравоохранение, а также содействовать широкому информационному обмену. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате (ныне — Алматы) руководители 11 независимых государств, бывших республик СССР, за исключением Грузии и государств Прибалтики, подписали протокол, в соответствии с которым они выступили в качестве основателей СНГ на абсолютно равноправных началах.

В принятой декларации отмечалось, что с образованием Содружества Независимых Государств Советский Союз «прекращает свое существование». Одновременно было подписано соглашение о координационных институтах Содружества, которыми стали Совет глав государств и Совет глав правительств. Верховный Совет Республики Беларусь 10 декабря 1991 года принял постановление «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик» и ратифицировал соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. С этого момента Республика Беларусь получила реальную возможность строить собственную независимую государственность.

Демократические преобразования в республике требовали изменения конституционных основ государственного строя. С принятием 15 марта 1994 года Верховным Советом новой Конституции Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством, которое владеет верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Власть подразделялась на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В государстве вводилась президентская форма правления, провозглашались права и свободы граждан. Первые выборы Президента суверенной Республики Беларусь состоялись 10 июля 1994 года.

В результате из шести кандидатов победителем стал депутат А.Г.Лукашенко, за которого во втором туре проголосовало более 81% избирателей. Президент реформировал государственные структуры, создал подчиняющуюся ему непосредственно вертикаль власти, включающую распорядительные и исполнительные органы в центре и на местах.

В ноябре 1996 года по инициативе Президента состоялся всенародный референдум, по итогам которого была принята новая редакция Конституции. В соответствии с ней органы власти были реорганизованы: высшим законодательным и представительным органом стал парламент — Национальное собрание, состоящее из Совета Республики и Палаты представителей, исполнительным — Совет Министров. На Советы депутатов, начиная с городских и районных, было возложено местное управление и самоуправление.

После распада СССР Беларуси пришлось долго преодолевать кризис экономики. В декабре 1991 года молодая республика столкнулась со множеством трудностей, обусловленных разрывом прежних экономических связей между союзными странами. Беларусь из «сборочного цеха» Советского Союза превратилась в суверенное государство, и все экономические проблемы теперь нужно было решать самостоятельно. В этот период начался спад в экономике страны: резко сократились инвестиции в основной капитал, снижался уровень жизни населения, увеличивалась инфляция, росли цены, поднимался уровень безработицы. При этом официальная внешняя задолженность в 1991-1995 годах увеличилась почти в 4 раза и составила половину ВВП.

В 1994 году была утверждена «Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса», благодаря которой удалось замедлить рост инфляции и потребительских цен. Правительство республики во второй половине 1990-х годов отказалось от политики «шоковой терапии» и перешло к соз¬данию белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Это позволило реанимировать белорусскую систему народного хозяйства. С принятием в 1996 году Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года и некоторых других основополагающих документов были определены основные направления дальнейшего социально-экономического развития страны.

Республика Беларусь одной из первых в СНГ преодолела последствия экономического кризиса, вызванного распадом СССР, и заняла лидирующие позиции в темпах наращивания экономического и социального потенциала. Страна добилась несомненных успехов в проведении социальной политики, избежав при этом многих издержек переходного периода. Руководству страны удалось обеспечить нормальное функционирование систем образования и здравоохранения, наладить качественную инфраструктуру. Менее чем за 30 лет своей суверенной истории Республика Беларусь превратилась в молодую, динамично развивающуюся европейскую страну, активно представляющую свои интересы на международной арене.

По материалам БЕЛТА.