В канун старого Нового года встречаем Щедрый вечер!

Дубровно, Дубровенский район, славяне, праздник, предки, история, старый Новый год, Щедрый вечер, Страшной вечер, Васильев вечер, праздник, щедрование, колядовщики, традиции, истории, поверья, церковь

Старый Новый год. Это сочетание звучит как-то необычно и даже, казалось бы, абсурдно, но только не для славян. Ведь традиция отмечать этот праздник в ночь с 13 на 14 января возникла еще в 1918 году, когда было введено новое летоисчисление. А когда-то этот день приходился на 1 января по юлианскому календарю (сейчас в ночь с 13 на 14 января) и является, по сути, историческим эхом смены летосчисления. Отмечается в России, Белоруссии, Украине, Сербии, Швейцарии и некоторых других странах.

Когда-то этот день назывался Васильевым днем, а канун его – 31 декабря, ставший позднее 13 января, – Васильевым вечером или Щедрым.

В этот день принято было щедро накрывать стол. Особенно ценились блюда из свинины, потому что святой Василий Великий считался покровителем свиноводов.

«Свинку да боровка для Васильева вечерка», «не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий зимний освятит!», — говорится в пословицах об этом дне. Есть и народные приметы, связанные с этой ночью. Если небо ясное и звездное – будет богатый урожай ягод. 14 января садоводам рекомендуется встряхнуть плодовые деревья, потому что святой Василий Великий, по народному поверью, еще и охраняет сады от червей и вредителей. Утром 14 января нужно пройти по саду со словами древнего заговора: «Как отряхиваю я (имя) белый пушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»

Святой Василий Великий празднуется на восьмой день Святок, в самый разгар святочных гаданий. «Загадает девица красная под Василья — все сбудется, а что сбудется — не минуется!» — говорили в народе.

По народному поверью, на Василь-вечер ведьмы крадут месяц с небес, но все равно не могут остановить постепенно нарастающего дня, укорачивающего долгую зимнюю ночь.

В этот день рано утром принято было варить Васильеву кашу и следить за тем, как она готовится. Если каша полезет из кастрюли – беда будет всему дому. Нехорошей приметой считалось, если треснет горшок или кастрюля, в которой готовится каша. Если каша удалась – съедают ее дочиста, если же сбылась какая-нибудь из плохих примет – выбрасывают вместе с горшком (желательно в прорубь, если таковая окажется поблизости).

Встреча Нового года обязательно сопровождалась щедрованием. Щедровщики (группки молодежи по 5-7 и больше человек) обходили все дома в деревне, поздравляя хозяев с праздником песнями, в обмен на которые хозяева должны были угостить колядующих.

Центральным «действующим лицом» щедрующей компании была «коза» — подвижный, способный к танцам парень, одетый в вывернутый кожух. Он держал в руках сделанную из дерева или бумаги голову козы. «Козу» сопровождал поводырь, который должен был уметь складно говорить. Поводыря, или «деда», одевали в старую одежду, приделывали ему бороду из пеньки, давали в руки посох. Остальные поддерживали главных действующих лиц.

В народе верят, что в ночь с 13 на 14 января вернее всего сбываются гадания. Вместе с тем, Белорусская Православная Церковь призывает молодых людей отказаться от традиции святочных гаданий, которые противоречат православной вере. О благополучном замужестве девушки должны возносить молитвы канонизированным православным святым.

Эти традиции соблюдаются в сельской местности и сегодня. Популярным стало празднование Старого Нового года и в городской местности.

Все мы любим праздники, особенно в зимнюю пору! Со Старым Новым годам вас, дорогие дубровенцы!

Подготовила Валентина ШЕВЯКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *