Остаться людьми перед законом и совестью

Дубровно,авария,ДТП
Не единичны случаи оставления водителями мест ДТП и неоказание помощи пострадавшим. По заключениям экспертов некоторые пешеходы в зимний период погибали из-за большой потери крови и переохлаждения. Окажи водитель пострадавшему своевременно помощь, он был бы жив. Поэтому одним из основных направлений служебной деятельности Госавтоинспекции является раскрытие таких дорожно-транспортных происшествий и их профилактика.
Анализ показывает, что количество и тяжесть последствий таких происшествий снижается, вместе с тем за каждой единицей статистики стоят человеческие жизни и судьбы.
По данным статистики, более 80% аварий с пешеходами происходит по их же собственной вине. Водители не в ответе за эти происшествия, но только при одном условии – если они остались на месте аварии, оказали помощь пострадавшему, вызвали «скорую» и ГАИ – в общем, остались людьми перед Законом и перед своей совестью.
Если же поступили наоборот – уехали с места происшествия, то в соответствии со ст.159 УК Республики Беларусь такие водители привлекаются к уголовной ответственности. Получается, что если невиновный в происшествии водитель из-за своей трусости и малодушия, уехал с места аварии, оставив умирать получившего травмы пешехода, тем самым подписал себе приговор. Оставление в опасности человека влечёт за собой наказание в виде ареста на срок до 6-ти месяцев или лишение свободы на срок до трех лет.
Как правило, данного рода происшествия происходят в темное время суток на неосвещенных участках автодорог. Практика показывает, что водитель, находясь в состоянии аффекта после совершения дорожно-транспортного происшествия, убежден, что только он один виновен и наказание неминуемо. В большинстве случаев это убеждение ошибочно. Испугавшись и смалодушничав, водитель забывает о человеке, которому необходима помощь и уезжает с места происшествия, надеясь на русское «авось», тем самым лишив себя возможности оправдать свои действия, и «подписав» себе приговор. В каждом конкретном случае сотрудники милиции проводят доскональное расследование происшествия и выводы в большинстве случаев говорят о том, что виновником происшествия является пешеход, а не водитель. Но как только водитель покидает место дорожно-транспортного происшествия, он автоматически превращается в преступника, которому будут вменяться две статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Это ст. 317 ч.2 УК Республики Беларусь – за совершение ДТП повлекшего смерть или причинения тяжких телесных повреждений влекущее наказание в виде исправительных работ на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 5-ти лет; ст. 159 ч. 3 УК Республики Беларусь – оставление в опасности, влечёт за собой наказание в виде ареста на срок до 6-ти месяцев или лишение свободы на срок до трех лет.
Вместе с тем если пешеход стал причиной аварии и оставил место происшествия, то в отношении него налагается штраф от пяти до двадцати базовых величин.
Еще один вид дорожно-транспортных происшествий, в которых водители частенько скрываются – это так называемые «неучетные» ДТП, т.е. без пострадавших, где причинен только материальный ущерб.
Данные аварии кардинально отличаются от происшествий с пострадавшими и, как правило, происходят в местах массового скопления транспортных средств на автостоянках рынков либо у жилых домов. Согласно Кодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь, водитель, оставивший место совершенного дорожно-транспортного происшествия, будет привлечен к административной ответственности по ст. 18.17 ч. 2, а за этим следует штраф в размере от пяти до двадцати пяти базовых величин или лишение права управления транспортными средствами до двух лет.
В Дубровенском районе за истекший период 2019 года было совершено 16 таких ДТП. Все нарушители установлены и привлечены к ответственности согласно закону.
Евгений МАЛАХЕВИЧ, Дубровенский ОГАИ