Осколок памяти в сердце

 

Жизнь неумолимо идет вперед. Отшумело празднование 75-летия Великой Победы. Выросла я, выросли мои дети, внуки, подрастают правнуки. Чем дольше прожито, тем все чаще и больше вспоминаются события тех пережитых военных детских лет.

Я, Гавриленко Надежда Пименовна (на снимке), родилась 15 апреля 1938 года в деревне Барсуки Дубровенского района Витеб­ской области. Отец — Киршенков Пимен Алексеевич, 1912 года рождения, работал трактористом. Мать — Киршенкова Анна Константиновна, 1913 года рождения, работала в колхозе.

Все бы и ничего, родители работали, жили, строили планы на будущее, ждали рождения второго ребенка. Но в нашу деревню пришла страшная весть — началась Великая Отечественная война. Отца сразу же забрали на войну. Провожали тех, кого забирали на фронт, всей деревней, все плакали. А я сидела на плечах у отца и не думала, что это навсегда.

Ровно через месяц, 22 июля родилась моя сестра Зинаида, она знала отца только по фотографии. Да и я, старшая, помню смутно своего отца. Иногда становится так  обидно, что ни я, ни она не узнали отцовской ласки, не смогли получить его под­держку.

Осенью немцы заняли нашу деревню Барсуки, всех жителей выгнали. У кого были лошади, те уехали, а у нас забрали лошадь, так как отец был на фронте, воевал. Нас к себе взяли род­ственники мамы. И началась, без преувеличения, страшная жизнь. Ночевали первые дни на улице. Потом отправили на Оршу, ото­брали молодых, а женщин с деть­ми поселили в барак (лагерь), давали недоваренную брюкву, тоненький кусочек хлеба с опилками. Дети, и я, в том числе, плакали, не хотели брюквы, но приходилось есть. Маму гоняли на работу, а мы оставались со старшими детьми и ждали ее возвращения.

Дальше потянулись черные дни один за другим. Все время с нами была бабушка (папина мама). Мама с бабушкой по очереди ходили просить мило­стыню, так и жили. Они также по очереди ходили прясть, ткать жителям, которые в этом нуждались. В это время мы уже жили в д.Фроловка Крупского района. За время нахождения в беженцах пережили холод, голод, болезни. А отец все время воевал, был разведчиком. Погиб, защищая нас, свою Родину, в ноябре 1944 года. Осталась только фотография. А когда приехали домой, увидели, что дом наш сожгли немцы. И тут начались скитания по чужим хатам, которые уцелели. Жили в доме 18 человек, спали на соломе, ели, что могли добыть. Мы дети, ходили, собирали щавель, прошлогоднюю картошку (плюшки) так и выживали. Работали все взрослые и дети, сеяли, группами тягали плуг, борону. Осенью  убирали: жали, молотили.

Хорошо помню Победу. Всех собрали посреди деревни, из Дубровно приехал военный, говорил речь. Отовсюду звучало: «Победа! Победа! Победа!»  Все плакали: кто от радости, а кто с горя. Потом пришел почтальон и стал раздавать письма, а моей маме и бабушке вручили похоронки: маме на мужа, а бабушке на двух сыновей — Киршенковых Пимена Алексеевича и Левона Алексеевича. Понять, поверить в это было очень тяжело. Бабушка не могла пережить смерть сыновей и вскоре умерла.

Теперь каждый год на 9 Мая я вспоминаю свое детство, вспоминаю своего отца, глядя на одну единственную фотографию. Как жаль, что совсем немножко мой отец не дожил до Победы. Хочется пожелать всем, чтобы ужасы войны никогда не повторились, чтобы люди были счастливы, жили и работали под мирным небом. Дорогие люди, берегите свою землю, мир на всей планете, чтобы ваши дети росли с мамами и папами.

Воспоминания записала Людмила Радкевич, заведующий детской библиотекой