Каждый должен распоряжаться своей судьбой

 

Именно такую позицию обозначил Александр Лукашенко на недавнем совещании по проблемам COVID-19. Выбор сопровождает нас в течение всей жизни. Часто свой выбор мы не замечаем. Он происходит просто и естественно: в чем пойти на работу, выпить чай или кофе, поехать на автомобиле или пойти пешком. Бывают ситуации, где он кажется нам очевидным, поскольку сулит больше плюсов, чем минусов.

Гораздо больше нашего внимания занимает выбор, который дается сложно, с трудом. Принимая важное решение, часто мы зависаем в ситуации взвешивания альтернатив, стремимся тщательно изучить все плюсы и минусы. Это сопровождается нарастанием тревоги, дополняется целой гаммой противоречивых чувств: от уверенности до подавленности и боязни из-за ожидания возможных негативных последствий. Измучив себя невозможностью понять, какой из вариантов нам более подходит, мы чувствуем раздражение, становимся неуверенными.

Сейчас тема противоэпидемических мероприятий как никогда актуальна. Слова ковид, ПЦР-тесты, пандемия и вакцинация знакомы каждому. Все следят за уровнем заболеваемости, изучают мнения экспертов о различных штаммах и вакцинах. Привычными стали маски, социальное дистанцирование. На том же совещании рукововдитель страны отметил, что общество в ситуации с коронавирусом на сегодняшний день разделилось по вопросу защитного характера, а также в отношении вакцинации. Проблемой является то, что по поводу прививок и вакцин высказываются врачи, которые в силу своей специализации далеко не всегда глубоко разбираются в вакцинопрофилактике. Что с этим делать? Прислушиваться в первую очередь к мнению профессионалов-инфекционистов, эпидемиологов, вакцинологов.

К сожалению, у человечества, как сейчас выясняется, может быть довольно короткая память: мало кто помнит, какой была смертность от инфекций (в первую очередь, младенческая и детская) в допрививочную эпоху. И насколько выросла средняя продолжительность жизни за счет победы над многими инфекциями после того, как были созданы надежные вакцины, с развитием массовой иммунопрофилактики. А ведь мы избавились от смертельных инфекций: оспы, чумы, искоренили полиомиелит, корь — все это только благодаря массовой вакцинации. И 250 лет назад этот вопрос стоял также остро. Тогда речь шла о черной оспе, которая из 10 заболевших отправляла на погост четверых. Так что каждый заболевший понимал, что шансов у него примерно 50 на 50: либо быть, либо нет. И Екатерина II приняла решение о личной вакцинации.

В нашей стране делается очень многое (а на мой взгляд, больше, чем во всех остальных странах) для решения данной проблемы. Из резервного фонда Президента Беларуси выделяются дополнительные средства на борьбу с COVID-19, многое сделано для того, чтобы производить отечественную вакцину, постоянно проводятся совещания по эпидемиологической ситуации и принимаемым мерам по противодействию распространения коронавирусной инфекции на всех уровнях власти.

Отказываясь от выбора, часто мы хотим застыть в прошлом, игнорировать происходящие с нами изменения. Но жизнь не стоит на месте, и только мы можем понять, что будет лучше для нас.

Я свой выбор уже сделала — вакцинировалась. Для меня плюсов оказалось больше, чем минусов.

Елена ЗАЙЦЕВА