«Огненный летчик» Великой Отечественной войны

 

 Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне во многом зависела от героизма летчиков. Многие из них заплатили за победу собственной жизнью. В числе таких героев значится Виктор Харламов.

Виктор Петрович Харламов появился на свет в августе 1922 года в городе Урюпинск, однако в подростковом возрасте переехал в поселок Елань-Коленовский Воронежской области. С самого детства Витя мечтал стать летчиком. На его решение повлияла новость о том, что советские пилоты спасли пассажиров «Челюскина».

«Подумать только: спасти людей сумели только летчики. Поэтому я тоже хочу стать летчиком», — все время повторял Харламов.

После окончания 9 классов Виктор решил записаться в Борисоглебский аэроклуб, и его приняли. Занятия в нем пришлось совмещать с учебой и работой, но парень не сдался.

После успешного окончания аэроклуба Харламова отправили в Балашовскую военно-авиационную школу летчиков. Но юноше этого показалось мало — он захотел научиться управлять штурмовиком ИЛ-2.

Виктора направили в Запасную авиационную бригаду, а затем в 956 штурмовой авиаполк. Там сразу же отметили умения Харламова — Виктор мастерски управлял самолетом, точно метал бомбы с пикирования, отлично стрелял из реактивных снарядов по целям. Летчика готовили на фронт.

Один из полетов Харламова стал роковым. В конце ноября 1943 года команда из восьми летчиков должна была уничтожить вражескую цель. Когда миссия была выполнена, из-за туч вынырнули немецкие штурмовики. Завязался жестокий бой. Самолет Харламова был охвачен огнем. У летчика был выбор — посадить его на территории врага и попасть в плен или же пожертвовать жизнью, взорвав немецкие цистерны с горючим. Харламов выбрал второе. Десятки германских цистерн взорвались вместе с самолетом Виктора. Он не задумываясь предпочел смерть фашистскому плену.

Виктор Харламов погиб, но его подвиг бессмертен. Кроме того, это не единственный героический поступок Харламова во время войны. Он не один раз спасал свой поврежденный самолет, сажая его в очень тяжелых условиях. В первом случае у него не выпустилось шасси и он посадил его на два колеса, что было очень сложно и опасно. Во втором случае у «харламовского» воздушного судна была повреждена правая сторона руля глубины. Виктор сумел посадить машину без шасси прямо на поле.

Долгое время Харламов считался пропавшим без вести. Но в результате кропотливой работы было установлено, что младший лейтенант, действуя на западном Фронте, а точнее в районе деревень Шабаны-Заволны Дубровенского района, в составе 956-го штурмового авиационного полка, 311 штурмовой авиадивизии 1-й воздушной Армии, совершил героический подвиг.

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Харламова, но его имя навсегда останется в истории. Его отважному спокойствию поражались однополчане и близкие. А его подвиг сравнивают с героическим поступком капитана Николая Гастелло. «Огненный таран» — это высшее проявление героизма советских пилотов, когда они сознательно жертвовали своей жизнью ради победы над врагом.