Удивительная сила хрупкости

Скромное подворье на окраине Станиславово стандартной деревенской застройки встретило нас оглушительным птичьим хором. Разместившись в ажурных кронах берез, которые словно стражи высились у калитки, синицы и воробьи соревновались, кто громче выразит свою радость наступающей весне.  У окошка, отодвинув белоснежные гардины, нас высматривала миловидная старушка в нарядно повязанном под подбородок платочке.

—Люблю смотреть в окошко. Жаль только, что улица сейчас почти пустая, только если трактор проедет с огромным количеством фонариков на кабине, а так опустел совхоз. Раньше в это весеннее время тут бы уже гудело все, —   поприветствовав гостей, начала рассказ хозяйка дома Галина Андреевна Соленкова.

В первые минуты знакомства как-то не верилось, что эта хрупкая женщина — мать шестерых детей, труженица, которая в 70-е годы прошлого столетия была удостоена ордена «Знак Почета».

— Вот-вот, — совсем по-молодому улыбается она. — Когда папа привел меня, брата Юрку и сестру Валю к директору в совхоз на работу устраивать, тот сказал: «Ну, эти (Юра и Валя) — работники, а эта, на меня показал, только разве что ложки да чашки считать. Адаменко директор был, хороший человек…

 И несмотря на то что Гале в это время было лет 11-12 они доказали директору, что он очень ошибается. Их послали тогда бурты раскрывать, и они вдвоем сделали больше, чем на соседнем бурте шесть человек. Хвалил тогда их бригадир, в пример ставил.

—А что было делать, только немцев прогнали, очень хотелось есть, поэтому работали как звери, — честно признается Галина Андреевна.

 Она родилась в 1932 году в деревне Добромысли, что на Лезнинщине. Про войну помнит только то, что было холодно, голодно и страшно. Помнит, как обцепила руками мамины ноги и не  отпускала, громко плакала, а немец, который пришел за мамой знаками пытался объяснить, что с ней ничего плохого не случится: подоит коров и придет…

— Когда немцев прогнали, старший брат, уж не помню как, оказался в Станиславово. Здесь в совхозе рабочим давали пайки, поэтому он предложил всей семье переехать жить сюда.  Вот тогда то и началась моя трудовая биография. Работала в полеводстве сначала, а потом поступила на свинокомплекс. Мне доверили маточник. Свиноматок набирала, принимала опоросы и до двух месяцев выхаживала от 400 и 800 поросяток от 100 свиноматок. Все сама: и зубы общипывала, и уколы, если надо, делала, врачи конечно, лекарства  оставляли, объясняли, — почти схематично рассказывает о своих трудовых буднях женщина.

 Потом постепенно стали вырисовываться детали: на свинарнике нужно было быть уже в шесть часов утра. Кто  держал в домашнем хозяйстве поросят, знает, насколько капризным бывает здоровье у этих малышей. Затем нужно было и накормить, и убрать. А поскольку механизации никакой не было, приходилось и руками вычерпывать жижу, затем ехать к стогам грузить солому, привозить в хлев, разгружать, расстилать.

— Уже только открывая двери, я знала, все ли в порядке в свинарнике. Всякое бывало, но я всегда поросяток жалела. Иногда приходилось выпаивать молоком от своей коровы, иногда  хлеб покупала за свои деньги и скармливала поросятам, потому что от жмыха, который им выделяли на корм, многие болели. А для свиноматок была кормокухня. Там варили кулеш и картошку. Его нужно было в ведрах забрать, донести и раздать. Помню: пришла с работы, а по радио рассказывают о свинарке, которая вырастила, 600 голов: ей и награды, и слава навесь Союз, а у меня на руках в то время — 800 голов, — рассказывала Галина Андреевна.

 Но говорит не с обидой, а с гордостью человека хорошо делавшего свое дело. Хотя был и в ее жизни звездный час, когда одна из свиноматок принесла сразу 24 поросенка и всех труженица выходила. Вот тогда и о ней писали газеты, возили на разные мероприятия в Витебск.

Галина Андреевна  признается, что ей очень помогали дети. Однажды она заболела, попала в больницу. Так все 12 дней за четырьмя сотнями поросят ухаживала одна из ее дочерей, которой в то время было 12 лет.  А дочери, которые сейчас по очереди присматривают за мамой, говорят с доброй улыбкой, что буквально выросли с мамиными подопечными рядом. Но чаще вспоминают, как мама принимала участие в сельских праздниках и новогодних утренниках, нарядившись цыганкой или исполняя индийские танцы.

 —Пролетело время, не вернуть, мой трудовой стаж больше 45 лет, — говорит Галина Андреевна. — А сейчас хорошо  людям жить. Я хочу пожелать всем, чтобы они ценили эту жизнь, чтобы было мирно, и чтобы все были один за одного, как после войны…

Мы еще долго рассматривали старые грамоты, листали желтые листы трудовой книжки, Галина Андреевна вспоминала мужа и сыновей, которых уже нет. И в минуты, когда женщина умолкала, погружаясь в воспоминания, в дом врывался птичий хор, продолжавший свое соревнование на березах под окном. Весна пришла, а вместе с ней надежда на лучшее. Пусть  в вашей жизни, Галина Андреевна, будет больше весеннего тепла, крепитесь, радуйте своих родных и близких!

Елена КОРСАКОВА