Сельское хозяйство = будущее
Размышления о важности малой родины в современной Беларуси позволили под новым углом посмотреть на проблемы, с которыми сегодня сталкиваются районные сельхозпредприятия. На одном из рабочих совещаний председатель облисполкома Николай Шерстнев обратил внимание, что большую их часть позволит решить правильная политика в адрес аграрных учебных заведений. Их комплектация, повышение качества обучения, профориентация учащихся и прямая заинтересованность предприятий в специалистах — комплексная работа над каждым из данных пунктов приведет к качественному улучшению и стабильности в сельскохозяйственной отрасли.
Участие в совещании принимала и делегация нашего профессионального лицея сельскохозяйственного производства. Директор лицея Александр Азаренко отметил целесообразность предлагаемых действий, а также рассказал, что по многим направлениям, на которые обращали внимание по ходу обсуждения, в лицее уже ведется работа. Объединяет их повышение престижа аграрных профессий и создание условий для дальнейшего трудоустройства молодых специалистов.
—Наша работа начинается задолго до поступления учащихся в лицей. За каждым нашим педагогическим работником закреплена школа, которую он регулярно посещает, проводит собеседование с самими учениками, встречается с их родителями, — рассказал Александр Михайлович.
Также в декабре стартовал проект «Шестой школьный день», в рамках которого каждую субботу группы учеников из разных школ приглашают в лицей. Ребятам рассказывают историю учебного заведения, проводят экскурсии, представляют учебно-методическую базу, устраивают мастер-классы по различным специальностям.
—Мы сотрудничает со школами не только Дубровенского, но и соседних районов, — отметил Александр Азаренко. — Наши встречи стараемся разнообразить. Например, если в первую неделю больше внимания уделялось сварочному делу или работе лаборатории химико-биологического анализа, то на следующей — слесарному делу. Для наглядности и чтобы вызвать интерес, подготавливаем оборудование, транспорт, даем и мальчикам, и девочкам возможность под контролем инструктора проехать за рулем, заглянуть под капот машины.
Рассказывая об учащихся, Александр Михайлович заметил, что девочки чаще выбирают для себя профессию лаборанта или повара. Но бывают и исключения: сейчас в лицее есть девушки, которые учатся по специальности слесарь по ремонту автомобилей и тракторист-машинист, водитель автомобиля, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин. Выбор неожиданный, но отговаривать от «неженской профессии» никто не стал, наоборот, педагоги помогают реализоваться их мечтам.
—Особое внимание мы уделяем учащимся, которые поступили к нам по целевому направлению. Сейчас на этой основе обучается двадцать человек, из них одиннадцать — первокурсники, — подчеркнул Александр Азаренко. — Здесь, конечно, важно взаимодействие с самими организациями. При встрече с руководителями всегда обсуждаем эту тему. Если у них есть на примете учащийся, то мы готовы пойти навстречу и заключить договор на его обучение.
Часто и родители, работающие на том или ином сельхозпредприятии, тоже заинтересованы, чтобы их ребенок получил образование. Это обоюдовыгодное сотрудничество.
Еще одна грань сотрудничества лицея и работодателей — это производственная практика. Учебное заведение заключает договор с предприятием, на условиях которого учащиеся выходят на работу. К слову, типовым договором предусмотрена и заработная плата за время практики в соответствии с нормами выработки. Многие предприятия согласны ее выплачивать. В то же время некоторые организации заранее оговаривают, что готовы предоставить учащимся место работы, но без сохранения денежных выплат. В таких случаях лицей помогает учащимся самостоятельно.
—Конечно, по возможности, стараемся организовать производственную практику по месту проживания учащихся, — отметил Александр Азаренко.
Вспоминая предложенную для улучшения ситуации в сельском хозяйстве схему действия, Александр Михайлович добавил, что со следующего года вопрос практики будет стоять особенно остро. В первую очередь изменения коснутся временных рамок для учащихся-механизаторов. Идея заключается в том, чтобы позволить учащимся пройти все этапы полевых работ, от посева до поднятия зяби. Таким образом, практика будет рассчитываться на восемь месяцев, а полученный за ее период опыт станет незаменимой базой при устройстве на работу на постоянной основе.
—Это важно и для работодателей, ведь они заинтересованы в компетентных сотрудниках, — добавил Александр Михайлович.
Случается, что во время производственной практики учащиеся хорошо себя зарекомендовывают и тогда организации с удовольствием берут их на работу после получения диплома. Но даже если этого не происходит, вопросам распределения в лицее уделяется большое внимание.
—Задолго до самого выпуска мы стараемся дать нашим учащимся полное представление о распределении и системе его работы, и всегда идем навстречу, сохраняем за ними право выбора будущего места работы, — подчеркнул Александр Азаренко.
Поступающие от организаций заявки заранее рассматриваются и подбираются подходящие кандидатуры. Александр Михайлович отметил, что лицей сам заинтересован в хорошем трудоустройстве учащихся, поэтому когда руководители нескольких предприятий захотели встретиться с будущими работниками, то администрация лицея поддержала эту инициативу:
—Мы предоставили нашим ребятам транспорт, отвезли в хозяйства. Руководители их встретили, поговорили, все показали, они обсудили вопросы жилья, заработной платы, оговорили все условия. И теперь на распределение мы пригласим представителя данных предприятий и официально направим выпускников на работу. Я считаю, подобный подход выгоден всем, ведь не только учащиеся, но сами руководители заинтересованы в том, чтобы знать будущего работника в лицо, — сказал Александр Азаренко.
Для полноценного учебного процесса в лицее созданы все условия. Его база постоянно обновляется. Приобретаются новые учебные автомобили, проводятся ремонтные работы. Недавно завершили ремонт кровли, обновили холл в общежитии, актовый зал. Сейчас лицей подал заявку на ремонт лабораторного комплекса. Постоянно пополняется и база общежития: закупили дополнительные электрические плиты, телевизор, установили общий компьютер на этаж. В распоряжении учащихся находятся два спортивных зала. Учебное заведение идет в ногу со временем и подстраивается под те условия, которые диктует современное сельское хозяйство. И их сотрудничество — прямое доказательство стабильности и успеха.
Яна ГУРСКАЯ.