«Караван историй» Веры Балобан

Эта женщина из деревни Баево — сельчанка активная, позитивная и жизнелюбивая. Несмотря на все перенесенные лишения, испытания и трудности, она никогда не унывает. И на любой случай у нее всегда заготовлены куплеты песен: 15 лет увлечения фольклором и вокалом не прошли даром.    А еще Вера Афанасьевна — самая активная читательница библиотеки. Ее любимые журналы — «Караван историй», «Планета», «Земля и люди». Никогда библиобус, посещая Баево, не  приезжает без новых выпусков этих изданий для пенсионерки.

Уроженка деревни Подберезье Витебского района — ровесница Великой Победы. Месяц назад  Вера Афанасьевна отпраздновала свой 75-летний юбилей.

— Моя мама — из зажиточной семьи, — рассказывает женщина. — Ее выдавали замуж, как тогда было принято, не по велению сердца, а по велению родителей — за парня соответствующего материального достатка. Так она и мой отец, инвалид с детства,  оказались вместе. И вроде все должно было сложиться нормально, поскольку мама рассказывала мне маленькой, что полюбили они друг друга, но вмешалась проклятая война.

Отца Веры из-за инвалидности не забрали на фронт. А после оккупации всю семью, как и остальных жителей Подберезья, отправили в Германию. На тот момент в семье уже воспитывалось трое детей. Вера родилась четвертой, прямо в поле одного из австрийских городов, где на тот момент работала мать.  

А осенью 1945 года вернулись на родину. Но уже не все — одна из девочек, Юля, умерла там, на чужбине, от брюшного тифа.

— В послевоенное время жить было очень тяжело, — делится детскими воспоминаниями Вера Афанасьевна. — В семье позже родилось еще 3 детей. Было голод­но и холодно — кто первый встанет и обуется-оденется, тот и идет в школу. Остальные — за младшими смотреть и хозяй­ством.

Хуже всего то, что от безысходности родители все чаще стали прикладываться к спиртному, и в итоге я ходила на ферму помогать матери, чтобы ее не уволили с работы. Коров доить научилась в 5 лет.

А когда Вере исполнилось семь, ее и троих младших детей из семью забрали в Клястицкий детский дом Россонского района. Там девочка закончила семь классов и была направлена учиться в ткацкое училище городка Вязники Владимирской области. 

— Тогда на руки нам давали по 2 рубля 50 копеек и куску мыла. Было очень непросто выживать на такие деньги, — говорит Вера Балобан. — Но тем, кто быстро и хорошо осваивал азы будущей профессии, давали возможность подрабатывать на местном заводе. Так я трудилась некоторое время ткачихой. Пока не случилась любовь. Вот только несчаст­ливая: когда сыграли свадьбу и я родила ребенка, стало очевидно — не складывается семья. Директор завода тогда сжалился надо мной и отпустил на родину.

Так, с маленьким сыном на руках,  Вера снова обосновалась в Подберезье — у сестры старшей ютились в однокомнатной квартирке. Работать женщина устрои­лась в учебное хозяйство Витебской академии ветеринарной медицины. Сначала подменной, потом основной дояркой.

— Тогда туда привозили студентов на практику, — вспоминает Вера Афанасьевна. — Так я познакомилась с парнем, будущим ветврачом. Долго он за мной ухаживал — а я боялась из-за предыдущего горького опыта кому-то доверять. Но все же полюбила его и мы поженились.

Интересно, что супруг, с которым Вера Балобан прошла по жизни рука об руку много лет, тоже сирота. Молодой семье выделили комнату в общежитии хозяйства. Здесь у них родился сын. А по окончании академии супруга Веры распределили на работу в Лоевский район Гомельской области главным ветврачом. Семья переехала и вскоре здесь на свет появилась дочь.

— Только начинает налаживаться быт, привыкаем к новому месту — снова мужа отправляют куда-то на новое место житель­ства и работы, — пожаловалась на судьбу женщина. — Где нас только не носило позже — и в Оболи, и в Шумилино пожили. Пока не позвали в Дубровно главным ветврачом. Дали хороший дом. Старший сын поступил в местный лицей, младшие пошли в школу и вроде все хорошо — ан нет! Партия направляет моего супруга возглавлять отстающий колхоз  имени Дзержинского в деревню Баево. Сколько же я наплакалась, как не хотела уезжать из Дубровно. Но, видно, так нужно было.

Так семья Балобан оказалась в Баево. Несмотря на должность главы семьи, денег, чтобы учить, кормить и одевать троих детей, не хватало. Поэтому держали на подворье собственноручно по­строенного дома лошадь, корову, свиней, кроликов, птицу. Соответственно обихаживали землю.

— Тогда я загадала: дай Боже, чтобы это стало последним нашим пристанищем, — говорит Вера Афанасьевна. — Так и получилось. Я заведовала сберегательной кассой, потом, когда ее закрыли, стала разносить почту. Ушла на пенсию и еще несколько лет работала почтальоном.

А в 1996 году в результате полученного обширного инфаркта ушел из жизни супруг Веры Афанасьевны.  И, как водится, беда не ходит одна — еще чуть позже похоронила она и старшего сына, который вместе с женой, дочерью и зятем погиб в автомобильной катастрофе. 

— Я стала заботиться о внуке, который остался без родителей, — рассказывает Вера Афанасьевна. — Выучила его в колледже. Теперь он живет в родительской квартире в Дубровно, а я помогаю воспитывать правнука. Вот такая моя жизнь. Но я не унываю — ценю, то что есть. И молодежи нынешней хочу сказать: берегите то, что имеете. Радуйтесь мирному небу над головой, близким людям. Любите жизнь, как бы тяжело ни было. И самообразовывайтесь — пока есть время и силы. 

Ольга ЛЕБЕДЕВА.