В центре Украины живут потомки дубровенцев

Дубровно, Украина, Днепропетровск, Сурско-Литовское, документальный фильм, телевидение, журналист, путешествие, потомки, ткачи

К нам приехали гости дорогие…

Недавно на улицах и в сельских населенных пунктах района можно было увидеть несколько незнакомых людей: двух мужчин и женщину, которые вели съемку достопримечательностей нашего районного центра, брали интервью у наших соотечественников, с интересом наблюдали за всем, что происходит в нашем городе. Что это за люди и чем они занимались? Нам посчастливилось с ними познакомиться. Это были гости из Украины, тележурналисты с Днепропетровского областного телевидения. О том, что привело их сюда, рассказал руководитель делегации Станислав Иванович Повод, заслуженный журналист Украины, в прошлом — генеральный директор Днепропетровской областной телерадиокомпании, теперь — заместитель генерального директора Киевской региональной телекомпании.

—Меня и моих коллег — тележурналиста областного телевидения Тамару Николаевну Котышеву и телеоператора Илью Кондратенко привело на Дубровенщину желание создать цикл фильмов об этом крае и живущих здесь людях. Ваша земля является родиной многих поколений белорусов, населяющих Днепропетровский край Республики Украина, — говорит Станислав Иванович ПОВОД. — Вы можете представить белорусскую деревню в центре Украины? А она существует, и населяют ее люди, предки которых когда-то жили у вас, а потом по воле судьбы вынуждены были покинуть Беларусь и уехать в Украину. И называется село — Сурско-Литовское. По итогам переписи 2001 года в нем проживали 4264 человека. Село является административным центром Сурско-Литовского сельсовета и расположено всего в 12 километрах от областного центра.

По Указу Великой Екатерины…

Годом основания Днепропетровска (до 1926 года — Екатеринослава) считается год 1776. Особенно стремительно он стал развиваться после того, как его посетила в 1787 году во время «южного» путешествия Екатерина ІІ, которая в торжественной обстановке положила камень в городской фундамент. В числе первых строений в Екатеринославе были возведены корпуса суконной фабрики. Овцеводство в степных районах Украины могло обеспечить сырьем производство по изготовлению тканей для пошива солдатских и офицерских шинелей. Россия в то время содержала большую армию. Пока велось строительство суконной фабрики в Екатеринославе, в маленьком местечке Дубровно Могилевской губернии (ныне Витебская область) успешно функционировала мануфактура по производству сукна, на предприятии работало очень много хороших мастеров.

30 мая 1793 года, за три года до своей смерти, Екатерина ІІ издала Указ, согласно которому, как свидетельствует сохранившаяся переписка могилевского губернатора С. Везметинова с графом Зубовым, “крестьянские семейства Дубровенской суконной, часовой и позументной фабрик и свечных мастеров, по открытию первого подножного корму, из прежних своих жилищ в Екатеринослав отправлены”. Прибывших в Екатеринослав дубровенских переселенцев (285 семей — 1792 человека) временно разместили по окружающим казенным поселениям, а впоследствии собрали в одном поселении, вначале не имевшем названия. Между собой люди назвали его Дубровенским, а затем — Слободой Сурской, по названию местной речки Сура, которая впадает в Днепр.

Неурожай, нехватка продуктов и питьевой воды, влекло болезни, поселенцы истощались и умирали, их количество за 4 года уменьшилось на 599 человек. В начале ХІХ века здесь построили прядильню и ткальню с четырьмя станками, которые были филиалом Екатеринославской фабрики. Однако эти мастерские просуществовали недолго.

Благодаря близкому расположению с крупным промышленным центром, которым во второй половине ХІХ века стал Екатеринослав, возросло количество населения села Сурско-Литовского. Так, в 1858 году население села составляло 1417 жителей, в 1884 — 2442 жителя, в 1897 — 3656 жителей. Село стало центром Сурской волости Екатеринославского уезда.

Хлебнули горюшка на чужбине

Переселенцам на чужбине жилось тяжело. Привезли их в глухую пустую степь, где ничего не было. Приведем выдержку из рапорта директора казенной фабрики Кноринга. «Жилье для переселенцев было плохое. Построенные 225 изб к весне не были обмазаны глиной, а крыши текли как решето. Яровой пшеницы очень мало им было отпущено, к тому же с опозданием, поэтому все, что было посеяно, пропало и не дало урожая. А ржи прошлогодней из казны, для их посеянной, досталось каждой семье только по полторы копы, которой не только на питание до будущего урожая не хватало, не говоря уже о посеве…».

Люди были непривычны к новой воде, которая в летнее время начинала «цвести», болели лихорадкой. Однако им здесь надо было жить, и они, самые выносливые и сильные, выживали, несмотря ни на что…

Уже в 1837 году перестала функционировать суконная фабрика в Екатеринославе. Оказалось, что это государству стало невыгодно. Сорванные с родных мест белорусы не могли вернуться назад — они уже срослись с Украиной.

«Корни родового дерева»

—Под таким названием мы хотим создать свой первый фильм о дубровенском крае, откуда тянутся родственные корни тысяч людей из села Сурско-Литовское, — говорит заслуженный журналист Украины Станислав Повод. — По состоянию на 1 января 2001 года из 4264 человек населения села 70 процентов составляли белорусы. Здесь весьма кстати применить термин «живут компактно».

Этот фильм мы покажем у себя в Украине, его увидят и потомки белорусов. Они должны знать, где их корни, откуда пошел их род. Тем более, что все они достойные люди: толерантные, трудолюбивые, в них есть своя, особая «закваска»: национальная гордость, жажда жизни, стремление к независимости, стойкость и решительность. Они сохранили и передали новым поколениям свою культуру и национальные традиции и по сей день дорожат ими. И должны знать — откуда у них все это.

—Как мне известно из истории, — говорит Станислав Иванович,— первое, чем занялись переселенцы из Дубровно, приехав в украинские степи, было обустройство места для проведения православных церковных обрядов. С согласия синода стали приспосабливать небольшое подсобное помещение, оснащая его привезенной нехитрой церковной утварью. Как свидетельствует опять же история, среди переселенцев был иконописец — отец впоследствии известного художника Федора Решетникова, автора картины «Опять двойка». Именно он занимался росписью икон в деревянной церкви в селе Сурско-Литовское. К сожалению, эта церковь сгорела. Однако люди начали собирать деньги на новый, уже каменный храм. Собрали для того времени баснословно большие деньги — 1500 рублей и построили храм Святого Духа. Росписью икон там занимался сам Федор Решетников.

Во время хрущевских гонений на церковь местная власть приняла решение уничтожить храм. Ни у кого из жителей села не поднялась рука сотворить страшное дело. Власти вызвали исполнителей из Харькова. Православный храм был взорван. Местные жители в память о нем на месте, где он стоял, воздвигли крест, а службы стали проводить в приспособленном помещении, принадлежавшем священнику.

Сегодня жители села Сурско-Литовское опять собирают средства и строят современный храм Святого Духа, купола которого видны издалека каждому, кто подъезжает к населенному пункту. Скоро колокольный звон известит об открытии храма и о сохраненной людьми вере. Этому событию мы посвятили свой фильм «И возвестят колокола».

Дубровно, Украина, Днепропетровск, Сурско-Литовское, документальный фильм, телевидение, журналист, путешествие, потомки, ткачи

Дорогами Дубровенщины

—Мы посетили все достопримечательности Дубровенщины, — говорит кинорежиссер из Днепропетровска Тамара Николаевна Котышева. — Отсняли ряд телесюжетов, записали десятки интервью с интересными людьми дубровенского края, проехали по «золотому кольцу» Дубровенщины и побывали на местах боевой славы — на мемориальном комплексе «Рыленки» и в Осинторфском краеведческом музее, на месте жуткой расправы с жителями деревни Ляды, жертвами фашистского геноцида; познакомились с историко-культурным наследием вашего края. Весь собранный материал будет положен в основу фильма «Корни родового дерева».

Еще мы увидели ту самую старую Смоленскую дорогу, по которой вояжировали в Москву известные люди, по которой Наполеон бежал под натиском русских войск из Москвы. Лично меня поразил рассказ о том, как после войны, оставшиеся в живых жители Лядов вернули на место камень, воздвигнутый на берегу реки Мерея в честь 100-летия со дня разгрома наполеоновской армии и сброшенный немцами в годы оккупации деревни в реку. Люди отыскали эту святыню, вернули ее на место. Это говорит об упорстве и стойкости белорусов. Их нельзя сломать и поставить на колени.

Побывали мы и на Дубровенском льнозаводе, который в некотором роде является продолжателем дела, которым занимались на мануфактурной фабрике.

«Большая родня»

—Так будет называться второй фильм, отснятый тележурналистами из Днепропетровска в Дубровно и в селе Сурско-Литовское в Украине. Он будет посвящен людям, их мужеству и стойкости, проявленным в разные периоды истории. В центре фильма — связь многих поколений — тех, кто когда-то населял ваш край и тех, кто продолжает успешно жить и трудиться в селе Сурско-Литовское, не забывая о своих белорусских корнях.

Потомки переселенцев-белорусов прославили и продолжают прославлять Украину своими делами, внося достойный вклад в развитие Днепропетровщины. Среди них, как уже отмечалось выше, Федор Решетников — народный художник СССР, участник первых двух полярных экспедиций Советской России к Северному полюсу, автор картины «Опять двойка» и многих других шедевров. Корни скульптора В.И.Карнаух (Щедрова), автора памятников «Скорбящая», установленных в днепропетровском Дворце студентов и по улице Береговая в знак памяти воинов-интернационалистов, также тянутся на Дубровенщину. Выходцами дубровенской земли были предки Юрия Мошненко, знаменитого ныне в Украине конструктора космических аппаратов, кандидата технических наук; Николая Довбня — организатора железорудного производства в Кривом Роге, Светланы Исаковой и Николая Терентьева, заслуженных учителей Украины, директоров днепропетровских лицеев; Александра Соловья — бывшего начальника управления социально-культурной сферы Днепропетровской областной администрации, который пишет книгу об истории села Сурско-Литовское; Владимира Павлова, главного врача Днепропетровской областной больницы имени Мечникова, Татьяны Здор — директора Днепропетровского Дома учителя. Да и у моей жены Лидии Григорьевны Повод,— улыбается Станислав Иванович Повод, — родословные корни затерялись где-то на Дубровенщине. По роду занятий моя жена — любитель-цветовод. Любовь к цветам у нее — родовая. Она принадлежит к роду Шеиных и Григорьевых, выходцев дубровенской земли.

Дубровно, Украина, Днепропетровск, Сурско-Литовское, документальный фильм, телевидение, журналист, путешествие, потомки, ткачи

Будут связи и сотрудничество

Гости из Днепропетровска доставили в Дубровенский районный исполнительный комитет письмо от председателя Днепропетровского районного Совета депутатов Валентины Васильевны Примаченко, которая, кстати, во время учебы в институте, приезжала на практику в Дубровно (она по профессии инженер-технолог) с предложением о сотрудничестве в культурной сфере. Несомненно, что предложение будет рассмотрено положительно, и мы будем встречать украинских гостей и своих земляков на малой родине их предков.

Наша земля глазами украинцев

—За несколько дней мы практически объехали весь район,— говорят гости.

Они побывали в агрогородке Ляды и были удивлены тем, что увидели. Особенно поразило строительство животноводческого комплекса в КУСГП «Приднепровский».

—Какие вы молодцы, что не развалили сельское хозяйство, — говорит С.И.Повод. — К сожалению, в результате многих политических бурь у нас сельское хозяйство разрушено, его надо восстанавливать. В этом плане будем у вас учиться.

Не остался незамеченным украинскими гостями и порядок на наших улицах.

—У вас столько цветов, что больше типично для южного города, чем для северного, — улыбаются мои собеседники.

А мне остается лишь заметить, что красота у нас повсюду. Люди везде должны жить, созерцая и создавая красивое вокруг себя.

Были приятно удивлены наши гости и состоянием дел в культуре, отметив, что на их родине значительно меньше фольклорных и народных коллективов. Остались довольны радушием и гостеприимством дубровенских людей, что отнюдь не было для них открытием, поскольку в селе Сурско-Литовское тоже самое можно увидеть на каждом шагу, в каждом доме.

В селе Сурско-Литовское

—До наших дней жителей села Сурско-Литовское называют литвинами,— рассказывает Станислав Иванович Повод. — Говорят, их предки были выходцами из Литвы. Но это не так. Заселившие эти земли в конце ХVІІІ века крестьяне были белорусами, а слово Литовское в названии появилось из-за того, что в то время территория Беларуси входила в состав Великого Княжества Литовского. Белорусский говор до сих пор слышен на селе. На фоне прочих сел Сурско-Литовское — зажиточное. В нем есть больница на 45 коек, школа на 600 мест, детсад «Мальвина» на 96 детей, Дворец культуры на 600 зрителей, железнодорожная станция, кафе, почта. А еще — двухэтажное здание сельсовета, которое недавно было отремонтировано руками жителей села.

На территории Сурско-Литовского раньше функционировал животноводческий комплекс и совхоз «Першотравневий» (по-белорусски «Першамайскі»). Сейчас их сменили два крупных фермерских хозяйства «Агроинвест» и «Универсалзернопродукт» и 12 малых хозяйств. Поэтому деньги на коммунальные и социальные нужды местной власти приходится искать самостоятельно. Несмотря на это, жизнь в селе Сурско-Литовское бурлит. Поет больничный хор «Здравушка», лауреат многих районных конкурсов. На полях отменно растет и дает урожай пшеница. В школе дети, наследники белорусских предков, занимаются творчеством.

Вообще, Сурско-Литовское — край художников. Приезжих поражают зимний сад с фонтаном в средней школе, а во всех переходах — скульптуры, пенечки, цветы, картины, рисунки.

Школой, которая была здесь построена на средства земства еще в 1907 году, мог бы гордиться любой крупный город: двухэтажное здание с мощными стенами и лепниной выдержало и фашистские бомбежки, и многие природные катаклизмы. На первом этаже школы — народный мемориально-художественный музей. К сожалению, количество учеников в школе с каждым годом уменьшается. Сейчас в ней обучается только 330 детей. Причина оттока учащихся в отсутствии столовой. Старое здание столовой пришло в негодность, кормить детей в нем запретили, а на постройку нового в местном бюджете не хватает средств.

Сельская библиотека имеет богатый фонд, обслуживает около 2 тысяч читателей. Не залеживаются здесь на полках издания белорусских авторов, пользуются спросом белорусские журнальные издания.

В годы войны 715 жителей села боролись с немецко-фашистскими оккупантами, многие из них прошли через Беларусь, 248 из них— отдали жизнь за Родину, 169 — отмечены государственными наградами.

Давай новые всходы, белорусское «зернышко»!

—Фольклор — наиболее яркая особенность села Сурско-Литовское,— продолжает Станислав Иванович Повод. — И пусть многое изменилось под влиянием времени и среды, но сохранились обряды, песни, привычки, более 200 лет назад привезенные сюда переселенцами с белорусской Дубровенщины. Самые многочисленные и распространенные здесь свадебные песни. Да и все гулянья, которые посвящаются рождению новой семьи, носят красочный, веселый и по-народному мудрый колорит. Много звучит на свадьбах шуток, веселых частушек, пожеланий — серьезных и не очень. Почти все жители села принимают участие в таких семейных праздниках.

Теперь в этом населенном пункте живет много людей других национальностей. Нынешние сельчане приглашают на такие мероприятия более старых жителей, советуются с ними во всем вопросам организации обряда.

У многих жителей села Сурско-Литовское в паспорте в графе о национальности написано — белорус. Это наследники давнишних переселенцев из Дубровенщины.

Не потерялась на крутых поворотах истории белорусское «зернышко». Крепко укоренилось оно на украинской земле и стало весомым колосом на ниве Приднепровья под щедрым солнцем нашей общей планеты Земля.

Лидия ЧЕПЕЛОВА

8 thoughts on “В центре Украины живут потомки дубровенцев

  • 22.12.2011 в 1:02 пп
    Permalink

    Здравствуйте!
    Я живу в Сурско-Литовском. И мои предки действительно белорусы. Лисуновы, Карповы, Миновы, Федоровы, Краснобаевы.
    Очень бы хотелось посмотреть фильмы, почитать книги о моих корнях. И акцент белорусский действительно сохранился до сих пор.
    Привет вам, от большой родни!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 23.12.2011 в 6:16 дп
    Permalink

    Доброго дня, Татьяна!
    Замечательно, что Вы помните о Беларуси. Спасибо!
    И то, что вы хотите больше знать о своей далекой родине, — тоже прекрасно!
    Мне кажется, что Вам в этом деле на первых порах добрым помощником станет интернет — сайт youtube.com. Там есть документальный цикл о всех городах нашей страны — «Зямля беларуская», и ещё один интересный проект «Падарожжы дылетанта». Они наглядно и красочно рассказывают о Беларуси, её истории, жителях.
    Если же хотите быть в курсе новостей нашей страны, советуем belarus.by/ru, belta.by, tut.by.
    И, конечно, мы всегда рады видеть Вас на нашем сайте «Днепровской правды» :)!!!
    Удачи Вам и с наступающими праздниками!!!

    ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

    -www.youtube.com

    -www.belarus.by/ru

    -www.belta.by

    -www.tut.by

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

  • 08.02.2012 в 3:53 пп
    Permalink

    Добрый день!
    Я,возможно, являюсь потомком одного из тех первых Дубровнинских переселенцев, отправленных на суконную фабрику в Екаторинослав, а именно Никитина Матвея. Его внук Савостьян — отец моей бабушки по отцу. у меня в семейном архиве хранится «пашпорт», выданный мастеровому Матвею Никитину в 1837 году при переводе его в пахотные солдаты. Вот полный текст этого документа

    По Указу Его Величества Государя
    Императора Николая Павловича
    Самодержца Всероссийскаго
    ипрочая ипрочая, ипрочая

    Объявитель сего находившийся при Управлении Екатеринославской Казенной Суконной фабрики мастеровой Матвей Никитин значущий по Общему Семейному списку под № 91-м от роду ему лет 58. Приметами 2 арш. 3 верш., лицом бел, нос прямой, волоса на голове и бровях светлорусые с сидиною. Поступил на фабрику из белорусской породы в 1794 году и на основании предписания Инспектора всей поселенной Кавлерии Господина Генерала от кавалерии и кавалера Графа Витта от 18 Генваря за № 229-м назначен по его Никитина опеляции в отставные пахотные солдаты. На его пропитании у него жена Пелагея Васильевна и для нахождения при нем и пропитания его дается ему один сын Гаврила Матвеев Никитин от роду ему 29 лет. Приметами 2 аш. 5 верш., лицом бел, нос прямой, волоса на голове и бровях темно-русые. Жена у него Устинья Прокофьева, дети их: дочери Феона 9, Прасковья 7 лет, Агафья 5 м-цов, сыновья Никита 4, Совостьян 2 лет поступили Кантонистами в Ровороссийское военное поселение но для жительства его Матвея Никитина отдается ему в Г. Екотеринославе казенный дом под №279-м с принадлежащею к нему землею где он с семейством своим равно и во всяком месте обязан вести себя честно и добропорядочно одеваться благоприсойно по миру не ходить и от всяких законам проступков всемерно воздерживаться и ка Гражданскому так и местному Правительству повиноваться и никому никаких озлоблений отнюдь не делать под опасением наказания по силе Государственных узаконений напротив чего и ему матвею никитину по добропорядочному в отставке житию всякое доброхотство и вспоможение оказываемо быть имеет в случае он естьми от кого причинена ему будет какая обида или притеснение то должен он приносить жалобу в Г. Гражданскому а в уезде Земскому Правительству которые и обязаны оказывать ему справедливую защиту и удовлетворение по законам, по получении же сего пашпорта он Никита немедленно должен предъявить местному Гражданскому Начальству, дан сей за подписанием моим и с приложением именной моей печати а Городе Екатеринославе Апреля 29 дня 1834 года.

    Его Императорского Величества Всемилостивейшего Государя моего по армии Генерал Майор начальник Черкасских лесов и управляющий лесами принадлежащие округам Новороссийского Военного поселения и орденов: Св. Георгия 4 степени Св Владимира 4 степени с бантом Св. Анны 2й стапени с Императорской Короной и Св. Анны 4 степени имеет золотой Прейс Ф(…)уский Крест, и в память 1812. года за взятие Парижа Сереребряные медали и кавалер Шишкин

    Сия Копия споленником верна иподленный
    Г. Екатеринослава в 2. Части явлен ив Книгу
    под №163 записан Мая 6 дня 1837 года
    Частный пристав Чубаков

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 09.02.2012 в 5:53 дп
    Permalink

    Здравствуйте, Владимир!
    Спасибо вам за такой уникальный документ и дорогую весточку с Украины.

    Было бы замечательно развить эту историю. Ведь у вас в семье наверняка бережно хранят воспоминания о предках.

    Поэтому мы предлагаем вам написать нам подробнее историю вашей семьи: всё, что помните — начиная от Никитина Матвея и до нашего времени. А именно: как сложились судьбы ваших родных, чем занимаетесь сами, может кто-то перенял ремесло мастера Матвея, какие чувства вызывает у вас сегодня Беларусь, вернулся ли кто-нибудь на малую родину или все остались в Украине?

    Конечно же, этот материал не обойдется без иллюстраций: есть ли у вас возможность прислать нам в электронном виде снимки вашей семьи, может, остались древние фотографии?

    А мы, в свою очередь, разместим это письмо в газете и на сайте. Уверены, выйдет прекрасный и яркий материал!

    Заранее — спасибо! Рады сотрудничеству! Будем дружить странами:)!

    Коллектив редакции «Днепровская правда», Дубровно, Беларусь

    P.S. e-mail: m.arsenjeva@gmail.com

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.05.2012 в 8:29 дп
    Permalink

    Здравствуйте.Помогите пожалуйста найти родственников моей мамы.Она родом из Вашего села приблизительно 1928 года рожд.После раскулачивания ее отдали в детский дом.После ВОВ она приезжала с мужем в село.Ее признал очень дальний родственник и сказал,что ее ФИО Аваакумова Мария Варфоломеевна.Если какие данные у Вас есть-напишите мне пожалуйста на мой эл.адрес.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 30.05.2012 в 9:08 дп
    Permalink

    Уважаемая Татьяна! Мы вам уже отвечали на нашем сайте по этому вопросу.

    К сожалению, мы в городе Дубровно в Беларуси вряд ли сможем вам помочь в поисках.

    Вам лучше и разумнее связаться с Украиной, где и расположено интересующее вас село Сурско-Литовское. У нас есть рабочие контакты главы Днепропетровской районной рады Валентины Приймаченко. Надеемся, она вас направит к нужным людям и даст контакты.

    Телефон/факс:8-10-380-56-75-36-949.
    е-mail: nevesela@rambler.ru

    Желательно вам через неё связаться с журналистами Днепропетровского областного телевидения. А именно со Станиславом Ивановичем Поводом, заместителем генерального директора Киевской региональной телекомпании, и Тамарой Николаевной Котышевой. Они делали документальный цикл о жителях села Сурско-Литовского.

    Успехов в поисках!

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 15.10.2018 в 2:06 пп
    Permalink

    Здравствуйте. Только сейчас мне попала на глаза Ваша статья. Я являюсь тоже потомком белорусов -переселенцев. И по сей день в селе Сурско- Литовское живут наши многочисленные родственники. Мы Евстафьевы. а сельское прозвище (больше 100 лет) Краснобаевы. Краснобаева было прабабушка моего отца. В селе они жили на Лысой горе. (сейчас там построен съезд с новой трассы) Моему двоюродному брату удалось восстановить генеалогическое древо нашего рода. Даже нашлись родственники в Белоруссии. Я помню как мой дед Пимон рассказывал что возле теперешней школы было деревянная церковь. Ее строил еще дед моего деда а после революции ее сожгли. А на месте теперешнего кладбища стояла мельница. Но после раскулачивания ее тоже сожгли. И фактически земля кладбища и часть двора школы принадлежали моему прапрапрадеду. И кладбище началось с захоронения моей прапрапрабабушки. И сейчас еще живут в селе двоюродные сестры и братья моего отца Миновы, Кужельные, Михайловы. Если возникнет интерес то могу отправить древо нашего рода Мой отец еще жив Ему 92 года. И то что нельзя было рассказывать при СССР мы узнаем только сейчас. Очень жалею что многих воспоминаний уже не восстановить.

    Рейтинг комментария:Vote +1+3Vote -10

  • 10.03.2020 в 11:37 дп
    Permalink

    Моя бабушка по отцу родом из села Заплавное Волгоградской области из семьи зажиточных крестьян, раскулаченных после революции. Фамилия её Сурская ( возможно переселились из Сурского).Я знаю что её предки переселенцы с Украины ( приблизительно первая половина 19го века, где то 30-40е гг).Место в селе где компактно проживали переселенцы ( переселенцы были и из других российских губерней) называлось «Хохлацкий куток»…Вот теперь сижу и думаю — кем они были белорусами или малоросами?
    Бабушка умерла в 2011г. и очень хотела чтобы я поменял фамилию на «Сурский» т.к. на ней закончилась эта фамилия — да и внешне похож я , как говорят «в них»..
    Если кому известно что- нибудь о переселенцах на ниж.Волгу — напишите…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *