Правопорядок

Дубровно, дубровенский, правопорядок

ПРОКУРАТУРА

Сотрудники прокуратуры Дубровенского района

Дубровно, дубровенский, прокуратура

ПРОКУРОР ДУБРОВЕНСКОГО РАЙОНА
советник юстиции
Патеев Михаил Александрович
рабочий телефон (802137) 5-31-76

Патеев М.А. состоит на службе в органах прокуратуры Витебской области с августа 2004 г.
Работал помощником прокурора Бешенковичского района, помощником и старшим помощником прокурора Толочинского района, заместителем прокурора Лепельского района, прокурором Городокского района. Приказом Генерального прокурора Республики Беларусь с 9 января 2017 г. назначен на должность прокурора Дубровенского района.
В прокуратуре Дубровенского района осуществляет общее руководство прокуратурой района, обобщение и анализ состояния законности и правопорядка в районе, планирование работы прокуратуры, организацию взаимодействия прокуратуры района с правоохранительными и контролирующими органами, судом, местными исполнительными и распорядительными органами, координацию деятельности правоохранительных органов района по борьбе с преступностью и коррупцией, надзор за осуществлением следствия, законностью и обоснованностью возбуждения, приостановления, прекращения, полнотой расследования уголовных дел следователями, изучение уголовных дел, переданных в прокуратуру района для направления в суд и направление их в суд.
За добросовестное выполнение служебных обязанностей поощрялся прокурором Витебской области, Бешенковичским районным исполнительным комитетом.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРОКУРОРА РАЙОНА
младший советник юстиции
Кулешова Оксана Петровна
рабочий телефон (802137) 5-31-77

Проходит службу в органах прокуратуры Витебской области с 16 октября 2012 г., работала в должности помощника прокурора Дубровенского района, приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 13 ноября 2017 г. назначена заместителем прокурора Дубровенского района.
В прокуратуре района на нее возложены надзор за законностью судебных решений по уголовным и гражданским делам, анализ судебной практики, подготовка заявлений в суды, ведение систематизации законодательства, своевременное информирование оперативного состава прокуратуры района об изменениях и дополнениях в действующие нормативные правовые акты, а также надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.
За инициативную, добросовестную работу поощрялась прокурором Дубровенского района, председателем Дубровенского районного исполнительного комитета.

 

Дубровно, дубровенский, прокуратура

 

ПОМОЩНИК  ПРОКУРОРА  РАЙОНА
юрист 2 класса
Поцкалёва Ксения Николаевна
рабочий телефон (802137) 5-31-75
Поцкалёва К.Н. проходит службу в органах прокуратуры Витебской области с 21 декабря 2014 г., работала помощником и старшим помощником прокурора Толочинского района, приказом прокурора Витебской области от 21 ноября 2017 г. назначена на должность помощника прокурора Дубровенского района.
В прокуратуре района осуществляет надзор за исполнением законодательства и законностью правовых актов, надзор за исполнением законодательства о борьбе с коррупцией в государственных органах, организациях, учреждениях и на предприятиях района.
За достижение высоких результатов в надзорной деятельности поощрялась председателем Толочинского районного исполнительного комитета.

 

Дубровно, дубровенский, прокуратура

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАНЦЕЛЯРИЕЙ
ПРОКУРАТУРЫ РАЙОНА
Ладохина Светлана Викторовна
рабочий телефон (802137) 5-31-76
Ладохина С.В. работает в должности заведующего канцелярией прокуратуры Дубровенского района с 19 октября 2015 г.
Ведет делопроизводство в прокуратуре района в соответствии с действующими инструкциями и указаниями вышестоящих прокуроров.
За добросовестное и образцовое выполнение должностных обязанностей поощрялась председателем Дубровенского районного исполнительного комитета и прокурором Дубровенского района.

 

ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ПРОКУРАТУРЕ ДУБРОВЕНСКОГО РАЙОНА

 

Прокурор района       
советник юстиции
Патеев
Михаил Александрович
(тел. 5-31-76) : в 1-ю, 3-ю и 5-ю среду месяца, с 8 до 13 часов, во 2-ю и 4-ю среду месяца, с 14 до 20 часов.

Заместитель
прокурора района
младший советник юстиции
Кулешова
Оксана Петровна
(тел. 5-31-77) : в 1-ый, 3-ий и 5-ый понедельник месяца, с 8 до 13 часов, во 2-ой и 4-ый понедельник месяца, с 14 до 20 часов.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса
Поцкалёва
Ксения Николаевна
(тел. 5-31-75) : в 1-ю, 3-ю и 5-ю пятницу месяца, с 8 до 13 часов, во 2-ю и 4-ю пятницу месяца, с 14 до 20 часов.

По вторникам и четвергам
с 9 до 13 часов и с 14 до 18 часов
находящимися на рабочих местах прокурорскими работниками

Прием граждан, индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц осуществляется в соответствии с приведенным графиком.

При переносах рабочих дней на выходные дни прием граждан и представителей юридических лиц в эти дни осуществляется прокурорскими работниками, которые вышеприведенным графиком обязаны осуществлять его в перенесенные рабочие дни, в указанное в графике время.
В выходные, нерабочие и праздничные дни личный прием проводится по предварительной записи.
Предварительная запись на прием осуществляется заведующим канцелярией прокуратуры района Ладохиной Светланой Викторовной по тел.: (802137) 5-31-76.
Прокурор района и его заместитель в случае обращений граждан, прибывших из сельских населенных пунктов и иной местности, осуществляют их прием независимо от времени, установленного графиком.
В ходе личного приема запрещается использование гражданами электронных записывающих устройств без разрешения прокурорского работника. Иначе посетителю может быть отказано в приеме либо прием прекращен.
Книга замечаний и предложений прокуратуры Дубровенского района находится в канцелярии прокуратуры района.

График личного приема граждан в органах прокуратуры Витебской области

Прокурор области проводит личный прием граждан по предварительной записи с надзорными жалобами на судебные постановления и с жалобами на решения его заместителей в 1-й вторник месяца – с 8.00 до 13.00 часов, в 3-й вторник месяца – с 14 до 20 часов.

При временном отсутствии в день личного приема прокурора области личный прием проводит лицо, исполняющее его обязанности.

Предварительная запись осуществляется с 9.00 часов до 18.00 часов (перерыв на обед с 13.00 до 14 часов) по телефонам: (80212) 37-21-52, (80212) 37-45-16, и прекращается за 3 рабочих дня до установленной даты приема.

Также заместители прокурора области по-прежнему будут проводить личный прием граждан с жалобами на решения начальников отделов, старших помощников прокурора области, прокуроров городов и районов, Витебского транспортного прокурора.

Первый заместитель прокурора области проводит прием:

  • 1-я и 3-я среда месяца – с 8.00 до 13.00 часов;
  • 2-я и 4-я среда месяца – с 14.00 до 20.00 часов.

Заместители прокурора области проводят прием:

  • 1-й и 3-й понедельник месяца – с 8.00 до 13.00 часов;
  • 2-й и 4-й понедельник месяца – с 14.00 до 20.00 часов;
  • 1-й и 3-й четверг месяца – с 8.00 до 13.00 часов;
  • 2-й и 4-й четверг месяца – с 14.00 до  00 часов.

При этом для обращения к заместителям прокурора области в дни приема после 18.00 часов об этом следует позаботиться заранее и позвонить по вышеуказанным телефонам.

Кроме того, в прокуратуре области ежедневно в рабочие дни с 8.00 часов до 18.00 часов (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00 часов) прокурорские работники осуществляют личный прием граждан (график приема ежемесячно утверждается прокурором области). Также по приведенным выше телефонам можно записаться на прием к прокурорским работникам в нерабочее время с 18.00  до 20.00 часов. В выходные и праздничные дни в прокуратуре области личный прием прокурорскими работниками проводится с 9.00 часов до 14.00 часов без перерыва на обед.

Прокуроры городов и районов области, Витебский транспортный прокурор осуществляют личный прием граждан по средам (1-я, 3-я, 5-я среда месяца – с 08.00 до 13.00 часов; 2-я, 4-я среда месяца – с 14.00 до 20.00 часов).

Заместители прокуроров городов и районов, Витебского транспортного прокурора осуществляют личный прием граждан по понедельникам (1-й, 3-й, 5-й понедельник месяца – с 08.00 до 13.00 часов; 2-й, 4-й понедельник месяца – с 14.00 до 20.00 часов).

В прокуратурах Полоцкого, Оршанского районов, г. Витебск, где согласно штатному расписанию имеется два и три заместителя прокурора, прием заместителями осуществляется по вторникам (1-й, 3-й, 5-й вторник месяца – с 08.00 до 13.00 часов; 2-й, 4-й вторник месяца – с 14.00 до 20.00 часов) и четвергам (1-й, 3-й, 5-й четверг месяца – с 08.00 до 13.00 часов; 2-й, 4-й четверг месяца – с 14.00 до 20.00 часов).

Другие прокурорские работники прокуратур городов и районов, Витебской транспортной прокуратуры осуществляют прием граждан согласно графикам, утвержденным  соответствующими прокурорами.

При этом следует помнить, что после 18.00 часов, в выходные и праздничные дни в прокуратурах городов и районов области, Витебской транспортной прокуратуре личный прием осуществляется по предварительной записи (контактные телефоны можно узнать непосредственно в соответствующей прокуратуре).

С.Л.ЗАЙЦЕВА, заместитель начальника организационно-контрольного отдела прокуратуры Витебской области советник юстиции

Криминальная обстановка в Дубровенском районе — под контролем

30.03.2021

В 2020 году правоохранительными и другими государственными органами Дубровенского района принимались действенные меры, направленные на укрепление законности во всех сферах жизнедеятельности жителей района, обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Основным же критерием оценки состояния правопорядка, является криминальная обстановка.

Так, за 2020 год на территории района зарегистрировано 179 преступлений против 181 – в 2019 году, из которых только 7 (9) относятся к категории тяжких и особо тяжких.

Таким образом, в сравнении с 2019 годом уровень общей преступности в районе снизился на 1,1 % или на 2 преступления.

Удалось добиться уменьшения количества преступлений, совершенных в общественных местах (18 (20)). С 53 до 28 уменьшилось количество зарегистрированных в районе краж. Не имели места умышленные причинения тяжких телесных повреждений, не совершались вымогательства, разбои, изнасилования (1). Имел место только 1 (1) угон.

Вместе с тем, по-прежнему на территории района высоким остается уровень преступности на 10 тысяч жителей района – 129,7 (128,4) преступления при среднеобластном показателе – 92,2 (83,7) преступления.

В районе совершено 1 покушение на убийство (в 2019 году имело место 1 оконченное убийство), количество грабежей увеличилось (с 3 до 4), зарегистрировано 4 (1) мошенничества. Увеличилось количество хулиганств (с 5 до 7).

Зарегистрировано 3 (2) преступления, совершенные несовершеннолетними.

Как указано выше, в 2020 (2019) году на территории Дубровенского района совершено 28 (53) краж.

Как свидетельствуют вышеприведенные данные, а также результаты расследования уголовных дел о совершенных в районе кражах, во многих случаях сами граждане не принимают практически никаких мер к обеспечению сохранности собственного имущества. Кражи из жилищ граждан, как правило, совершаются из пустующих домов, расположенных в сельской местности. При этом лица, в пользовании которых находятся такие жилые помещения, не принимают мер к содержанию в надлежащем состоянии как самих домов, так и территорий домовладений.

Практика показывает, что предпосылками к совершению преступлений в подавляющем большинстве случаев являются пьянство и незанятость общественно-полезным трудом отдельных жителей района.

В состоянии алкогольного опьянения совершено 46 (45) преступлений, или 35,9 (32,1) % (по области 35,6 (31,3) %).

Все указанные выше правонарушения совершены именно на почве алкогольного опьянения как самих преступников, так и в отдельных случаях потерпевших.

Результаты надзорных мероприятий свидетельствуют, что деятельность заинтересованных субъектов профилактики по предупреждению преступлений и правонарушений нуждается в активизации.

РОВД, руководством торговых объектов, дружинами ослаблена деятельность по своевременному выявлению и привлечению к установленной ответственности лиц, распивающих алкогольные напитки или находящихся в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, о чем свидетельствуют обстоятельства совершения в 2020 году на территории района покушения на убийство, хулиганств, грабежей.

Из-за незанятости общественно-полезным трудом жителями района в 2020 году совершено 13 (16) преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 174 УК Республики Беларусь (уклонение родителей от содержания детей).

Кроме того, указанные выше 4 мошенничества, зарегистрированные в районе в 2020 году, совершенные с использованием сети Интернет, свидетельствуют о недостаточном уровне «компьютерной грамотности» населения, необходимости принятия дополнительных мер к его повышению.

Несмотря на то что, как следует из приведенных выше показателей, в целом криминальная обстановка в Дубровенском районе контролируема, необходимо отметить, что борьба с преступными проявлениями в обществе – задача не только правоохранительных органов, местных органов государственного управления, субъектов хозяйствования и иных организаций района, но и каждого отдельного жителя района, в меру его возможностей.

 

Михаил ПАТЕЕВ,

прокурор района

советник юстиции                                                           

Интернет может быть настоящей «паутиной»

30.03.2021

В связи со значительно участившимися случаями совершения преступлений в сети Интернет прокуратурой Дубровенского района проанализирована эффективность принимаемых правоохранительными органами, иными заинтересованными органами и организациями района мер по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений в сфере высоких технологий, в том числе преступлений, предусмотренных ст. 212 Уголовноо кодекса Республики Беларусь, а также иных преступлений, совершенных с использованием реквизитов банковских платежных карт, компьютерных систем, сети Интернет.

Установлено следующее.

Общее количество заявлений и сообщений о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 212, 208, 209 (совершенных с использованием глобальной компьютерной сети Интернет), 349 – 355 УК, рассмотренных РОВД в порядке ст. 174 УПК, составило:

Статьи УК 2019 2020 2 мес. 2020 г. 2 мес. 2021 г.
208 0 0 0 0
209 14 12 2 0
212 11 23 3 4
349 8 3 0 0
351 0 1 0 0
350, 352 – 355 0 0 0 0

При этом преступления, предусмотренные ст. 212 УК, совершались следующими способами:

Способ совершения преступления (ст. 212 УК) 2020 2019 2 мес. 2020 г. 2 мес. 2021 г.
Путем взлома компьютерных (банковских, платежных) систем 0 0 0 0
Путем обмана в соцсетях либо на сайтах объявлений, завладения реквизитами карточки в ходе общения по телефону (Вишинг, Фишинг) 16 8 2 2
Путем неправомерного завладения денежными средствами потерпевшего используя реквизит банковской карточки (найденные, похищенные и т.п. карточки). 7 3 1 2

Суммы же ущерба по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 212, 208, 209 (совершенных в глобальной компьютерной сети Интернет), 349 – 351, 355 УК, составили:

Статья УК Период Установленная сумма ущерба, руб. (по всем делам)
209 2019 89
2020 382,68
2 мес. 2020 г. 0
2 мес. 2021 г. 0
212 2019 7 366,05
2020 6 835,99
2 мес. 2020 г. 0
2 мес. 2021 г. 1 399,92
212 (с использованием похищенной, найденной карты) 2019 12,53
2020 774,95
2 мес. 2020 г. 0
2 мес. 2021 г. 0
 

349

2019 0
2020 0
2 мес. 2020 г. 0
2 мес. 2021 г. 0

Раскрываемость же преступлений анализируемой категории значительно усложняется высоким уровнем их латентности, обусловленным отсутствием видимых материальных следов приготовления и совершения преступления.

Кроме того, тяжело даже определить само событие преступления, включающее в себя место и время его совершения.

IP-адреса, с которых осуществлялся несанкционированный доступ, как правило, выдавались провайдерами различных стран, что свидетельствует об удаленном доступе к компьютерным системам потерпевших.

Условия же совершения преступлений данной категории: доверчивость, невнимательность и чрезмерная беспечность граждан – клиентов Интернет-магазинов, с легкостью передающих свои персональные данные незнакомым и непроверенным лицам.

Все эти преступления относятся к категории тех, которые, как говориться, легче предотвратить, чем «лечить», для этого пользователям достаточно всего лишь соблюдать всем известные элементарные, не требующие никаких усилий, правила использования банковских карт и счетов, при работе в сети Интернет соблюдать, так сказать «цифровую гигиену», с тем чтобы не стать жертвой «всемирной паутины».

 

Ксения ПОЦКАЛЕВА,

помощник прокурора Дубровенского района юрист 1 класса                                                                 

За ложные сообщения о происшествиях придется отвечать

30.03.2021

            С учетом бесспорной важности надлежащего, в том числе оперативного реагирования специальных служб района (РОЧС, РОВД и УЗ «Дубровенская ЦРБ») на ежедневные и не терпящие отлагательства вызова граждан, законодателем предусмотрена ответственность за заведомо ложные сообщения об опасности.

Прокуратурой Дубровенского района за 2017 год – 2 месяца 2021 г. проанализирована деятельность правоохранительных органов района по установлению и привлечению к ответственности лиц, совершивших заведомо ложные сообщения об опасности (в том числе минировании).

Установлено что в 2017 – 2019 гг. и за 2 месяца 2021 г. такие сообщения, в том числе о минировании объектов железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного транспорта, не территории Дубровенского района не регистрировались.

Вместе с тем, в 2020 году в Дубровенский РОВД поступило 1 сообщение от жителя района о якобы минировании его частного дома.

Данное сообщение, как выяснилось впоследствии, он сделал, будучи в состоянии алкогольного опьянения, для того, чтобы ускорить прибытие милиционеров.

По результатам проведенной проверки Дубровенским РОСК 20 апреля 2020 г. в отношении «шутника» было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Приговором же суда района, 2 июля 2020 г. вынесенным по данному делу, по требованию государственного обвинителя преступник по ч. 1 ст. 340 УК Республики Беларусь осужден к 2 месяцам ареста.

Здесь необходимо отметить, что правоохранительные органы региона располагают достаточными ресурсами и инструментами для установления, розыска и привлечения к ответственности таких «шутников» – авторов заведомо ложных сообщений об опасности (минировании).

 

Оксана КУЛЕШОВА,

заместитель прокурора Дубровенского района младший советник юстиции                

Борьба с коррупцией первостепенна

30.03.2021

Прокуратурой Дубровенского района как органом, осуществляющем в районе координацию работы всех заинтересованных субъектов по борьбе с коррупцией, проанализированы ее результаты за 2020 год.

Установлено, что всего на территории Дубровенского района в 2020 году зарегистрировано 179 преступлений (2019 год – 181 преступление).

Из них 3 преступления коррупционной направленности (в 2019 году – 2 преступления коррупционной направленности).

Удельный вес коррупционных преступлений за 2020 год составил  1,7  % от общего количества зарегистрированных преступлений (2019 год – 1,1 %).

Кроме того, в 2020 году прокуратурой Дубровенского района выявлено 9 (12) правонарушений, создающих условия для коррупции, а именно: нарушение государственными должностными лицами установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок; отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства; несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации.

По требованию прокуратуры района в 2020 году по ч. 4 ст. 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (в редакции 2003 года) за нарушение порядка осуществления государственных закупок к ответственности привлечено 1 (2) должностное лицо.

На территории района наиболее распространены коррупционные и экономические правонарушения в сфере сельского хозяйства и продовольствия.

Исходя из анализа криминальной обстановки в регионе, усматривается тенденция к повышению эффективности работы РОВД в направлении борьбы с коррупцией.

Причинами и условиями же совершения преступлений коррупционной направленности явились ненадлежащее исполнение работниками организаций, учреждений и предприятий Дубровенского района своих должностных обязанностей, а также отсутствие надлежащего контроля за ними со стороны их руководства.

Как указано выше, на поднадзорной территории в 2020 году выявлено 3 преступления коррупционной направленности, возбуждено 3 уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 426 Уголовного кодекса Республики Беларусь (превышение власти или служебных полномочий).

Данные 3 преступления были совершены 3 лицами.

Деятельность правоохранительных органов района ориентирована на предупреждение коррупционных проявлений, борьбу с тяжкими  преступлениями коррупционной направленности, наносящими значительный материальный ущерб экономике государства.

Прокуратурой же района проведено 2 (2) проверки соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией, по результатам надзорной деятельности внесено 3 (3) представления, вынесено 1 (1) предписание, принесено 5 (1) протестов, официально предупреждено 6 (2) лиц, к дисциплинарной ответственности привлечено 78 (7) лиц, к административной ответственности привлечено 6 (5) должностных лиц.

Прокурорскими работниками в целях профилактики коррупционных проявлений проводились выступления в трудовых коллективах предприятий и организаций района, а именно, в трудовых коллективах ОАО «Восток-Чирино», «Придубровенское» и «Правда – С», КУСХП «Зарубы», СХФ имени Юрия Смирнова ОАО «Оршанский КХП», Дубровенских РОВД и РОЧС, ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения», управления по сельскому хозяйству и продовольствию Дубровенского райисполкома.

Учитывая особую важность работы по борьбе с коррупцией прокуратурой Дубровенского района на первое полугодие 2021 г. планируется проведение проверок исполнения антикоррупционного законодательства в системе жилищно-коммунального хозяйства региона, управлении по сельскому хозяйству и продовольствию Дубровенского райисполкома, а также сельскохозяйственными организациями Дубровенского района.

Вместе с тем, необходимо напомнить, что в искоренении проявлений коррупции заинтересованы не лишь правоохранительные и государственные органы, предприятия и организации, но и все жители района, которые должны принимать посильное участие в соответствующей деятельности.

 

Ксения ПОЦКАЛЕВА,

помощник прокурора Дубровенского района юрист 1 класса                                                                 

Нормы новые – ответственность прежняя

На территории Республики Беларусь порядок организации и проведения массовых мероприятий регламентируется Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях», положения которого направлены не только на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, а также и на обеспечение общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.

В соответствии с данным Законом одним из условий допустимости проведения массового мероприятия является наличие соответствующего разрешении местного исполнительного и распорядительного органа.

Статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 марта текущего года, предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно за публичные призывы к организации или проведению таких мероприятий с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом. Данные действия влекут наложение административных взысканий в виде штрафа в размере до 200 базовых величин (5 800 рублей), общественных работ на срок до 60 часов или административного ареста на срок до 30 суток, а для юридических лиц – в виде штрафа в размере до 500 базовых величин (14 500 рублей).

         Если же виновным будут организованы групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок, сопряженные с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекшие нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, а равно принято активное участие в таких действиях (при отсутствии признаков более тяжкого преступления), ответственность придется нести по ч. 1 ст. 342 уже Уголовного Кодекса Республики Беларусь, предусматривающей наказание вплоть до лишения свободы сроком до трех лет.

К сожалению, в нашей стране участились случаи проведения массовых мероприятий в нарушение установленного порядка, в том числе и с вовлечением в них несовершеннолетних.

Здесь необходимо напомнить, что ч. 1 ст. 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители обязаны надлежащим образом осуществлять воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

В соответствии же со ст. 67 КоБС Республики Беларусь родители, опекуны, попечители за ненадлежащее воспитание и содержание детей несут ответственность в соответствии с законодательством.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением же понимается обстановка, при которой:

  • не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
  • ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
  • лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Частью 1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь предусмотрено, что невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин (до  290 рублей).

Не стоит забывать и о том, что в соответствии с ч. 2 данной статьи невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетними лицами в период с 23 до 6 часов вне жилища влечет наложение штрафа в размере до 2 базовых величин (до 58 рублей).

         То есть, в тех случаях, когда в незаконных массовых мероприятиях примут участие несовершеннолетние, не достигшие 16-летнего возраста, административную ответственность по вышеприведенной ч. 1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь понесут их родители либо лица, заменяющие последних.

         За вовлечение же лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом, в зависимости от наличия дополнительных квалифицирующих признаков, наступит уголовная ответственность по ст. 172 УК Республики Беларусь, предусматривающая наказание вплоть до 8 лет лишения свободы.

         В связи с этим обращаю внимание всех жителей нашего района как на необходимость соблюдения законодательства, в том числе надлежащего выполнения родительских обязанностей, так и недопустимость совершения действий, нарушающих права и свободы других граждан.

       Берегите себя и своих детей!

Оксана КУЛЕШОВА, заместитель прокурора Дубровенского района  младший советник юстиции     

25.03.2021                                                                                    

 

                                                       

При выражении своего мнения недопустимы нарушения Закона

Порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий установлен Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон), направленным, в первую очередь, на создание условий для реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечение общественной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.

Согласно преамбуле к Закону и его ст. 15 государством гарантируется лишь свобода тех массовых мероприятий, которые не нарушают правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, а лица, нарушившие установленный Законом порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 11 Закона участники массовых мероприятий обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов, сотрудников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Организаторам и участникам мероприятий запрещается препятствовать движению транспортных средств и пешеходов, создавать помехи для бесперебойной работы организаций, воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников ОВД в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на выполняющих обязанности по охране общественного порядка представителей общественности.

Определенные «неприятности» могут возникнуть из-за использования флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на нарушение общественного порядка, ущемление прав и законных интересов друнгих граждан; совершения любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательства к таким действиям любыми методами.

Так, нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

В частности, санкции ст. 24.23 действующего Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий предусматривают для граждан взыскания в виде штрафа в размере до 200 базовых величин (5 800 рублей), общественных работ на срок до 60 часов или административного ареста на срок до 30 суток, а для юридических лиц – в виде штрафа в размере до 500 базовых величин (14 500 рублей).

Кроме того, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе (ст. 24.3 КоАП Республики Беларусь), предусмотрены штраф в размере от 2 до 100 базовых величин (от 58 до 2 900 рублей), общественные работы на срок до 60 часов или административный арест на срок до 15 суток.

Если же нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий по неосторожности повлечет гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, наступит уголовная ответственность.

За это санкция уже ст. 369-3 Уголовного кодекса Республики Беларусь (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий) предусматривает арест на срок от одного до 3 месяцев, ограничение свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет или лишение свободы на тот же срок.

Уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков, участие либо подготовку к ним предусмотрена ст. 293 УК Республики Беларусь. Данные общественно опасные деяния наказываются  лишением свободы на срок до 15 лет.

Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них при отсутствии признаков преступления, предусмотренных ст. 293 УК Республики Беларусь, влечет ответственность по ст. 342 УК Республики Беларусь (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Кроме уголовной и административной ответственности, действующим законодательством Республики Беларусь установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения массовых мероприятий, будет его возмещать в полном объеме.

Отдельно следует напомнить о необходимости соблюдения требований законодательства при использовании различного рода Интернет-ресурсов.

Так, размещаемые в Интернете угрозы и оскорбления в адрес государственных служащих, членов избирательных комиссий в связи с осуществлением ими должностных и служебных обязанностей, а также в адрес членов их семей, влекут за собой уголовную ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 366 УК  Республики Беларусь угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или общественного долга наказываются штрафом в размере от 30 до 1 000 базовых величин (от 870 до 29 000 рублей), или исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, или арестом на срок от одного до 3 месяцев, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 5 лет.

Уголовно-наказуемым деянием также является принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при отсутствии признаков более тяжкого преступления, за что санкция ст. 185 УК Республики Беларусь предусматривает максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы.

За размещенные в «глобальной паутине» клевету и оскорбления ст.ст. 188 и 189 УК Республики Беларусь предусматривают наказание вплоть до 3 ограничения свободы.

В последнее время различные Интернет-ресурсы назойливо «зудят» гражданам Республики Беларусь о якобы наличии у последних права на «беспорядочное» публичное выражение своих политических взглядов, а требования властей о соблюдении при организации и проведении массовых мероприятий действующих норм законодательства пытаются преподносить как подавление воли граждан и нарушение неких «демократических» норм.

При этом организаторы и участники незаконных массовых мероприятий прикрываются ст. 35 Конституции Республики Беларусь, «выдергивая» из ее контекста только слова о гарантировании свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, сознательно умалчивая, что согласно данной норме государством гарантируется свобода лишь не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, а порядок проведения данных мероприятий определяется законом.

К массовым мероприятиям, проведение которых урегулировано Законом, согласно его ст. 2 относится и пикетирование.

Которое данной нормой определено как публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста.

Таким образом, размещение гражданином незарегистрированной символики в любом ее виде для всеобщего обозрения, в том числе на своих окнах, балконах, зданиях является публичным выражением им общественно-политических и иных интересов, либо протеста, то есть пикетированием, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Все должны понимать, что выражая свое мнение публично, они тем или иным образом, в той или иной степени неизбежно затрагивают права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем порядок таких действий и урегулирован законодательством, за нарушения требований которого неизбежно будет следовать ответственность.

24.03.2021                                                                                    

Михаил ПАТЕЕВ,прокурор Дубровенского района советник юстиции                                                      

Оскорбление виртуальное — наказание реальное

   18.03.2021

Прокуратурой Дубровенского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу по обвинению 47-летнего местного жителя Григория (имя изменено) в совершении преступления, предусмотренного ст. 369 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, который  в сентябре прошлого года, находясь дома в состоянии алкогольного опьянения, умышленно, публично, со своей страницы в социальной сети «Одноклассники», разместил оскорбительные высказывания в адрес сотрудника Дубровенского РОВД в связи с выполнением им своей служебной деятельности.

В судебном заседании Григорий вину в совершенном преступлении признал полностью, чистосердечно раскаялся в содеянном, принес извинения сотруднику милиции и в добровольном порядке компенсировал причиненный ему моральный вред. Свое поведение объяснил тем, что в момент совершения противоправных действий находился в состоянии алкогольного опьянения и не в полной мере контролировал свое поведение.

С учетом представленных государственным обвинителем доказательств суд признал Григория виновным в публичном оскорблении представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, и ему назначено наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа сроком на 2 года.

К слову, санкция статьи 369 УК Республики Беларусь за совершение вышеуказанных действий предусматривает наказания в виде общественных работ (от 60 до 240 часов), или штрафа (от 30 до 1 000 базовых величин), или исправительных работ (от 6 месяцев до 2-х лет), или ареста (до 3 месяцев) или ограничения свободы на срок до 3-х лет.

Приговор вступил в законную силу.

 

Оксана КУЛЕШОВА,

заместитель прокурора Дубровенского района младший советник юстиции                           

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *