Старожил Карабановичей

Октябрьским хмурым утром у калитки аккуратного домика в Карабановичах было оживленно и красочно от букетов цветов. Представители Малосавинского сельисполкома, районного совета ветеранов, работники культуры Еремеевского СДК готовились к поздравлению с 90-летием Надежды Никифоровны Могиленко.

Юбиляр встретила пришедших в уютной прихожей, озорно проговорив после приветствий:

— Ой, мне ж уже 90 да и два месяца. Я ж родилась в июле 1935 года. В войну все документы пропали, так меня после войны на октябрь записали. Хотя потом призналась, что могла бы не дожить вообще до конца войны и документы восстанавливать не пришлось бы. Вся жизнь Надежды Никифоровны прошла в Карабановичах. Здесь жили ее родители. Отец работал мастером бурения вод, мама — колхозница. В семье было пятеро детей. Дом у семьи был хороший. Его немцы сразу, как пришли, отобрали. Оккупанты вошли в деревню со стороны карабановской рощи и местности, которую Надежда Никифоровна называла Крастенция.

 — Немцы заходили в хаты как хозяева, нас словно не видели, будто мы пустое место. Сразу занесли бревна, сунули их одним концом в печку. Отгорал конец, они двигали бревно глубже. А на перекрестке установили кухню. Мы, дети, бегали всюду, нам любопытно было. Кто-то из солдат конфеткой угостит, но чаще гыркали да ногами пинали, — задумчиво рассказывала Надежда Никифоровна.

 Где-то зазимком жителей погнали в сторону Орши. Люди шли через поле. Холодно, ветрено…

— Взрослые к сумеркам решили ночевать в низинке, где теплее. Ночью выпал снег, нас засыпало полностью, чуть откопались. А еще помню с мамой шли, рядом взрыв прогремел, все попадали и меня с головой землей засыпало. Хорошо, мама спохватилась, нашла меня, откопала, а то задохнулась бы. Повезло, — вспоминала Надежда Никифоровна. О своих мытарствах в беженцах она не говорила долго: мама бралась за любую работу, чтобы вы жить, Надя помогала ей во всем…

Во время оккупации и освободительных боев их дом в Карабановичах уцелел, а вот ямы, куда они припрятали зерно, лук, картошку, уходя в беженцы, были разграблены.

— Как мы жили, как выжили, сама удивляюсь. Мама пошла к сеструшке в Чубаково, та дала ей не много картошек-паренок. Мама берегла ее для посад ки, а мы все просили картошки. Помню, как на Пасху она отварила нам по бульбинке. Какая это радость была, какая вкуснота. А так и траву ели, и плюшки. Всякого хватило, набедовались…

Было горе, но была и большая радость: на отца Никифора Васильевича Могиленко пришла похоронка, а он в 1945 году пришел живой. В семье никаких документов об этом не осталось, но на сайте «Память народа» мы нашли информацию о его гибели 11.11.1941 года, в других списках этого времени — пропавший без вести, затем в списках от 12.02.1942 года он числится попавшим в плен. Что пришлось пережить этому человеку, остается только предполагать. До конца своих дней он войну вспоминал со слезами на глазах и ни одно кино о том времени смотреть не мог. Надя Могиленко закончила семь классов в сватошицкой школе и пошла работать в колхоз. Плечом к плечу с мамой и другими женщинами жала, стоговала, копала, разгружала вагоны с комбикормом на станции Осиновка.

— 23 года дояркой отработала. Сначала надо было руками доить. 34 коровки в группе. К пяти утра — уже на ферме, а до этого дома свою скотину досмотреть надо. А на ферме доярки и корм раздавали, и хлев чистили, и телят принимали, выпаивали. А доили три раза. Эх, если б на мои те силы да теперешнюю работу, то я бы поработала еще, — твердо говорит наша своими натруженными узловатыми пальцами.

Ее муж Владимир Могиленко (в деревне же часто все с одной фамилией) пришел с войны без ноги. Был старше ее на 10 лет. Они прожили 42 года. Вырастили троих детей. Построили вдвоем два дома. Первый — для матери и сестры мужа, а второй — тот, в котором и по сей день живет Надежда Никифоровна под присмотром сына.

— Что еще сказать? Жизнь большая, но проходит быстро. Живите, детки, мирно, работайте по совести, пусть все будет ладно, — завершила нашу встречу Надежда Никифоровна.

Слова искренней благодарности за труд, по желания крепкого здоровья ей адресовали председатель Малосавинского сельсовета Виктор Кахновский, председатель районного совета ветеранов Вера Чаплева и заведующий Еремеевским СДК Анжела Глушакова.

Елена КОРСАКОВА