Чтят прошлое и уверенно смотрят в будущее
Еще до распада СССР поселок Осинторф гремел на весь Союз. Он, именуемый когда-то деревней Остров, стал центром интернационального поселения торфодобытчиков. Все это в деталях помнят старожилы поселка. Таких на сегодняшний день в агрогородке проживает порядка 20 человек.
Первоначально поселок звался Юрьевым островом. Легенда гласит о том, что крестьянин Юрка, в честь которого назван остров, сбежал от помещика и поселился на острове среди болот. По историческим сведениям первое поселение на Юрьевом острове ведет свое исчисление с 1672 года. После Октябрьской революции правительство обратило внимание на торфяные месторождения вокруг Юрьева острова с целью организации добычи топливного торфа. И в 1918 году Оршанский железнодорожный узел начинает добычу кускового торфа, который использовался в качестве топлива для паровозов. Кроме железной дороги торф применялся в качестве топлива Дубровенской текстильной фабрикой.
—В 1927 году принято постановление о строительстве на базе Осиновских месторождений торфа электростанции БелГРЭС, — рассказывает председатель Осинторфского сельского исполнительного комитета Сергей Колобов. — Как сырьевая база для первенца белорусской энергетики было создано торфопредприятие «Осинторф». Началось активное освоение торфяных массивов вокруг Юрьева острова.
Работа на предприятии велась круглосуточно, начиная с апреля и кончая августом. Торфяная масса цепковалась вручную на кирпичики бригадами девушек-торфушек. Затем так же вручную их складировали в змейки, клетки, штабеля. На Осиновские болота требовалось более десяти тысяч рабочих. Их набирали по всему Советскому Союзу, расселяли в 11 специально построенных «номерных» поселках, к которым прокладывались линии узкоколеек.
— В первом размещалась больница, во втором — клуб, в восьмом — детский сад, в одиннадцатом — поселковый совет и т.д, — вспоминает 93-летняя Ольга Либаркова. Таких старожилов, как она, в поселке осталось порядка 20 человек. И судьба каждого из них неразрывно связана с торфодобычей.
— В Осинторф я приехала вместе с мужем, когда мне было 25 лет, — продолжает рассказ женщина. — Поселили нас в 11-м поселке. Он стал трудиться машинистом паровоза на «узкоколейке», я работала бухгалтером в поселковом совете. Только в нашем поселке тогда было 164 дома! Плюс бараки, где жили сезонные рабочие. Было весело, хоть и работали от рассвета до заката.
В Осинторфе возвели школу, детский сад, библиотеку, столовую, амбулаторию, аптеку. После Великой Отечественной войны, когда восстановили предприятие, здесь добывали порядка 40 тысяч тонн торфа в год. Спустя пять лет — 310 тысяч тонн. А с 50-х годов — до полумиллиона тонн в год.
— Люди, работавшие здесь, получали хорошую зарплату, жилье, снабжение, — делится воспоминаниями 91-летняя Валентина Царикова. — За покупками в Осинторф ездили жители соседних райцентров.
Сама женщина родом из Богушевского района, работала с самого детства на ферме.
—Когда приехал вербовщик, я сразу согласилась переехать в Осинторф на торфодобычу, — рассказывает Валентина Герасимовна.— Трудилась простой рабочей. Помню, как вручную копали канавы глубиной 2 метра. Корчи высекали топорами, разрабатывали поля. Летом сушила торф. В день осваивали по 9-11 соток, работали от зари до заката. Вечером «десятник» распределял, кто куда направится, а в 6 утра мы уже были на полях. Обедали в основном консервами и хлебом. В 1951 году Валентина Царикова вышла замуж за такого же «завербованного» уроженца Дрибинского района и укоренилась здесь. К слову, в то время на территории интернационального поселка проживали и трудились русские, украинцы, поляки, евреи, молдаване. Многие, создав семьи, так и остались жить и работать здесь. Будучи школьницей, подрабатывала на летних каникулах на торфопредприятии уроженка Осинторфа Нина Михальченко.
—Размывали торфяную массу в карьерах насосами. Оттуда были выведены трубы на поля, из которых масса разливалась слоем до 40 см, — говорит председатель ветеранской организации агрогородка. — Она подсыхала — пускали машины с резцами. Торфомасса нарезалась на прямоугольники, люди потом поднимали торф и выкладывали змейками, чтобы хорошо просыхал, потом собирали и выкладывали клетками. Дальше шли с корзинами и собирали, складывали в штабеля. Интересно, что отец Нины Петровны был строителем торфопредприятия и возводил бараки для сезонных рабочих.
Население легендарного поселка не скрывает гордости, что осинторфский торф, как и раньше, по техническим показателям считается лучшим кусковым торфом, производимым в Беларуси. Здесь чтят прошлое и уверенно смотрят в будущее.
Ольга ЛЕБЕДЕВА.