Поисковики на Дубровенщине нашли сотню снарядов Великой Отечественной войны

Дубровно, поиск, память, разминирование

Обычная грунтовая дорога уходит в сторону от М-1 в десятке километров от границы России и Беларуси. Она бежит через поля в небольшую деревню Судиловичи, не доезжая до которой мы останавливаемся у ярко-желтого от одуванчиков взгорка.

Дубровно, поиск, память, разминирование

Сейчас окончен сев, кормозаготовке еще не пришло время, и в отсутствие шума сельскохозяйственных машин в воздухе безраздельно правит хор жаворонков и соловьев, теплый ветер доносит из деревни горьковато-пьянящий запах цветущих садов.
Через небольшую придорожную канавку переходим на зеленое с желтым поле. Оно самой высокой своей точкой упирается в безупречно голубой небосклон. Солнечное тепло, пение птиц, цветение — восхищение и безмятежность… Но вот мы проходим самую высокую точку взгорка и на спуске, у подножия противоположной от дороги стороны взгорка, картина майской пасторали резко меняется. Острым диссонансом к окружающему врывается бросающаяся в глаза надпись на машине: «РАЗМИНИРОВАНИЕ».

Дубровно, поиск, память, разминирование

В нескольких местах на ковре из одуванчиков высятся кучи выкопанной глинистой земли, на огороженном лентой участке ровными рядами лежит около сотни найденных в одном месте снарядов, немного поодаль на специальных таблицах размещены найденные останки бойца и его личные вещи: опасная бритва, обломок ложки, части обуви, пробитая каска.


—Это результат практически одного дня работы, — рассказывает председатель Витебского областного историко-патриотического поискового клуба «Пламя» Максим Лыхолат. — На эти поля у Судилович Осинторфского сельского Совета мы приехали неслучайно: по материалам немецкой аэрофотосъемки 1943-1944 годов достаточно точно было установлено расположение линий обороны. Здесь 9 месяцев стоял фронт, и позиции неоднократно переходили из рук в руки. Это место уникально еще и тем, что немного западнее от линии этих траншей находилось самое большое в Беларуси немецкое фортификационное сооружение времен Великой Отечественной войны —20-километровый противотанковый ров. Его создавали тысячи мирных жителей, военнопленных, людей, обреченных на неминуемую смерть. После изучения документов мы приехали для разведки, проходили территорию со щупами и нашли вот такой склад боеприпасов, установили место гибели пока двух бойцов Красной Армии, — уточняет Максим Александрович.
Он рассказал, что клуб «Пламя» работает уже шесть лет, несмотря на то что он находится в Городке, его бойцами являются рабочие, служащие, медработники из Витебска, Лиозно, Городка и Полоцка.

Дубровно, поиск, память, разминирование

В работах на дубровенской земле принимает участие 10-классник Бычихинской средней школы им. И.Н.Антонова Руслан Стельмах. Увлечение 16-летнего юноши поисковой работой началось с составления генеалогического древа своего рода.
—Сегодня я могу многое рассказать о своих прадедах, их боевом прошлом. Из всех моих предков с войны вернулся только один, но вскоре умер от ран. Его фронтовой путь я установил с 1941 по 1944 год, до момента получения им тяжелого ранения. Я искал свидетельства на сайтах «Мемориал», «Подвиг народа», вел переписку с архивом в Подольске, мне прислали всю госпитальную историю деда: где и как был ранен, как лечился. Еще один прадед, кстати, похоронен здесь, в Осинторфе.
Для меня важно знать, какими были мои предки, где они воевали. Я уверен, что это важно и для других. Поэтому я уже второй год работаю в поисковых экспедициях. Я горжусь тем, что благодаря моим усилиям солдаты возвращаются с войны. И уже твердо решил, что после окончания школы стану историком, — сказал Руслан Стельмах.
Параллельно основным работам отряд продолжает разведку и изучение территории для определения дальнейшего фронта работ уже в следующем году. Так, председатель Осинторфского сельсовета Сергей Колобов показал Максиму Лыхолату места ожесточенных боев в Петриках, председатель Волевковского сельсовета Александр Кузьменков также ждет помощи поисковиков.
Пока мы беседовали о работе и планах клуба «Пламя», специалисты-минеры убрали с поля смертоносную находку, машина аккуратно, словно на цыпочках, увозила опасный груз по неровностям поля, на котором в прошлом году сельхозпредприятие выращивало зерно, и только чудо не позволило случиться настоящей беде.
История — категория живая, это не то, что было и прошло. Минувшие события самым невероятным способом перебрасывают мосты в наше настоящее, а отсюда в будущее. И этот взгорок в одуванчиках очередное этому напоминание.

Елена КОРСАКОВА.