Мы будем помнить тебя, воин!

«Никто не забыт, ничто не забыто», «война не закончена, пока не похоронен последний солдат» — эти фразы всем нам хорошо известны с детства. Однако даже спустя 77 лет после Победы в Великой Отечественной мы точно не знаем ни количества погибших, ни числа пропавших без вести, непогребенных защитников Родины. Ежегодно поисковые отряды находят останки погибших, пытаются их идентифицировать, перезахоранивают. К сожалению, даже сейчас остается много захоронений, в которых нашли последнее пристанище неизвестные нам солдаты. Об одной такой могиле я хочу сегодня рассказать. Эту историю мне поведала Людмила Анисимовна Снисарь, которая беседовала с очевидицей тех далеких событий.

… Летом 1943 года наши войска перешли границу Беларуси, все чаще стали появляться русские самолеты и бомбить лесной массив близ деревень Бурая, Вальковщина, Загваздино и Короли: места скопления немецких войск. Немцы яростно защищались. В один из дней был сбит краснозвездный самолет…

 Между Бурой и Дубровно было место, которое раньше называли Каменка, там земля была плохая, каменистая, не росло ничего, кроме сорняков.  Люди, которые жили  вблизи ее, видели, что самолет с черным шлейфом дыма стал быстро снижаться. И на этой Каменке выпал человек, а самолет по инерции перелетел через Днепр и взорвался.

Жители близстоящих домов побежали к месту падения летчика. Человек лежал без движения, и на первый взгляд казалось, что он мертв. Собравшихся разогнал пришедший полицай. Он обыскал летчика, забрал документы, оружие, снял куртку и сапоги. И в это время человек застонал и попросил пить, а полицай пригрозил, что расстреляет всю семью того, кто отважится выполнить просьбу раненого.

Женщины и дети разошлись. Но одна женщина отправила двух подростков проследить за полицаем. Мальчишки увидели, что он пошел в центр Дубровно.

Там, где сейчас находится суд, было большое здание, и там находилась немецкая комендатура. В это время женщины вернулись назад на Каменку, они решили, что нужно летчика перевезти в город и спрятать. Это было очень опасно, ведь если немцы узнают, то за укрывательство расстреляют всю семью.

Среди тех смелых женщин была Татьяна Бардикова, у нее муж погиб в финскую войну, она жила с матерью и трехлетним ребенком. Она предложила спрятать летчика в ее доме.

Какое-то время летчик не приходил в сознание, лишь просил пить, а потом, очнувшись, спросил, где он находится и попросил записать то, что он скажет. Одна из женщин была грамотной, она и записала его фамилию, имя, отчество, воинскую часть, адрес родителей. Так этот листок у нее и хранился. А летчик вскоре умер.

Быстро и тихо его похоронили, опознавательные знаки на могиле не ставили, боялись, но все и так знали, кто нашел здесь покой.

Листок с данными летчика передали на хранение Марии Сазоновой. А у Марии мать умерла во время войны, отец погиб на фронте, на руках осталось два брата и сестра. Сами они были из деревни, но там ничего не осталось, немцы все сожгли. Их вселили в бесхозный дом: хозяева из беженцев не вернулись.

Случилось так, что Мария этот листок на стол положила и ушла на работу, а дети играли и выбросили. Спохватилась она только через несколько дней, но найти не смогла. Так и осталась эта могила безымянной, но не забытой. Раньше сюда приходило и приезжало много людей. Она стала, так сказать, местом памяти для тех, у кого в войну без вести пропали родственники. Сейчас уже людей столько не приходит, многие умерли. Но и сейчас могила неизвестного летчика не забыта. Здесь всегда лежат цветы, всегда убрано…

Вот такую непростую историю мне поведала Людмила Анисимовна. В этой истории сплелись воедино  отвага и жертвенность воинов-освободителей, и мужество живших в оккупации, и долг перед памятью тех огненных лет. Нам это нужно знать, чтобы лучше понимать прошлое и яснее представлять будущее.