Более 30 лет проработал Виктор Кузьменков в Дубровенской автобазе

Дубровно, автопарк

История сегодняшнего участка г.Дубровно филиала АТП №3 г.Орша (бывшей автобазы №12) берет свое начало с мая 1968 года.
Не один руководитель сменился за время его существования. Более 30 лет здесь проработал Виктор Николаевич Кузьменков, половина из них — директором. В преддверии Дня автомобилиста и дорожника мы встретились с ним и узнали, чем жило предприятие в те годы.
—В 1979 году я пришел в автотранспортное предприятие простым водителем. Начинал работать на ГАЗ-51, хорошо помню номер своей первой машины 85-30. Автопарк тогда состоял в основном из ГАЗ-51, 52, 53, ЗИЛ-130, КАЗ-608, автобусов ЛАЗ-695, ПАЗ-672. Руководителем АТП тогда был Николай Степанович Пузыревский, после его сменил Владимир Ануфриевич Сачивко, а потом — Владимир Петрович Тимощенко.
Постепенно, нарабатывая стаж и опыт, я прошел все ступеньки от водителя до руководителя, — рассказывает Виктор Кузьменков.
Что только не перевозило предприятие за время своего существования: от льна, сена, картофеля до продуктов питания, стройматериалов и техники. Одним из направлений деятельности были пассажирские перевозки. По словам Виктора Николаевича, расцвет пришелся на 80-е годы: больше 30 автобусов, около 50 грузовых машин и другой техники имелось тогда в АТП. Только для перевозки хлеба в парке имелось порядка 15 машин. Начали поступать дизельные машины марки МАЗ, машины на газовом топливе. Путевые листы выписывались на весь Советский Союз. Трудились тогда здесь более сотни человек. Активно велось строительство производственной базы. Практически все автомобили и автобусы имели возможность ремонтироваться в теплых гаражах, была расширена мастерская, реконструирована котельная, заасфальтирована территория, велось ее благоустройство, озеленение, строилось жилье для работников предприятия.
—К концу 80-х объемы работ грузового транспорта начали сокращаться, а в 90-е резко упали, что привело к ухудшению экономической ситуации на предприятии, оттоку кадров и сокращению количества техники, отсутствия объемов перевозок. Развал СССР сказался и на нас. И все-таки, несмотря на все сложности и трудности, в эти годы предприятие жило. Был открыт цех по ремонту легковых автомобилей, магазин в здании автостанции, оказывались шиномонтажные услуги населению. АТП своевременно рассчитывалось по налогам и платежам, выполняло пассажирские перевозки, оказывало помощь грузовыми перевозками ДРСУ, сельхозпредприятиям, — отметил собеседник и добавил, что во все времена основу составляли люди: — Каждый сотрудник был как незаменимый винтик в большом механизме предприятия. Костяк предприятия всегда составляли, конечно, водители — самые ответственные люди, ведь дисциплина на дороге приучает к порядку во всем. Не раз многие из них награждались грамотами, а предприятие — переходящими вымпелами областного управления. О династиях Кравцовых Викторе Федоровиче с сыновьями Сергеем и Николаем, Рамковых Викторе Федоровиче с сыновьями Василием и Владимиром, братьях Николае и Сергее Одиночкиных, Вячеславе Петровиче Михайловском с сыном Александром, Леониде и Анатолии Пырко с сыном Александром я вспоминаю с благодарностью и гордостью. Да много еще хороших ответственных работников работали в АТП, которые не смотрели на выходные и праздники, а всегда готовы были выполнить порученное задание в любое время суток, — делится Виктор Николаевич.
Одна из первостепенных задач в этой отрасли — обеспечить безотказность работы автомобиля. Ее помогали выполнить слесари, токари и мотористы Геннадий Десятов, Михаил Петьков, Николай Шевцов, Николай Маланухин.
—Коллектив был сплоченный, дружный. Один из самых преданных профессии водителей отработал на предприятии 54 года: Василию Егоровичу Клыковскому 76 лет, а он еще в этом году водил автобус. Всю свою трудовую деятельность посвятили предприятию Валерий Ефимович Белоусов, Сергей Васильевич Голоднев, Николай Прокофьевич Павлюченко, Леонид Федорович Гарзуев.
В 2000-х годах начался новый виток развития АТП №12 г.Дубровно.
—Мы стали закупать большегрузные автомобили: двадцатитонники, автопоезда на 40 тонн, машины для международных перевозок (длинномеры), фургоны изотермы с холодильными установками для перевозок молочной продукции на Москву и Санкт-Петербург.
Большое внимание стали уделять благоустройству территории, построили бытовые помещения, баню, открыли комнату для приема пищи, бильярдную — все, чтобы люди могли отдохнуть, — с гордостью рассказывает Виктор Николаевич. — В это время назрела необходимость организовать работу станции диагностики в Дубровно. Обратились в Министерство транспорта и коммуникаций, сам министр был в районе и помог в решении этой задачи.
В это же время у руководства организации возникает идея увековечить автомобиль, с которого и началась история АТП. В Витебской области на тот момент было два постамента с грузовыми машинами: МАЗ-200 в Витебске и самосвал ЗИЛ-558 в Новополоцке. Идея поставить на постамент ГАЗ была поддержана руководством района.
—Непосредственно эту машину 1956 года выпуска я нашел в Осиновке, хозяин уже договорился отдать ее на Беларусьфильм, но мы их опередили. Вот уже более двадцати лет эта красавица здесь. Когда приезжают гости в район, интересуются историей машины, ведь это история не только нашего парка, а всего Советского Союза, с них начиналось развитие автотранспортных предприятий страны и строительство дорог, они перевозили все — от песка для строительства, до продукции сельхозпредприятий, — рассказывает собеседник.
В конце нашего разговора Виктор Николаевич поздравил с наступающим профессиональным праздником всех автомобилистов.
—Уважаемые ветераны и работники автотранспортного предприятия! Желаю крепкого здоровья, долгих лет жизни, мира и добра всем вам. А водителям — гладкой дороги,безаварийного движения, и, как говорится, ни гвоздя ни жезла! — пожелал Виктор Николаевич.

Елена ЗАЙЦЕВА. Фото автора.