Радуга над улицей

Давно осталось позади военное лихолетье. Три поколения белорусов живут в мирной, процветающей, независимой стране. Но в генетической памяти осталось то, от чего набегают слезы, и что заставляет чаще биться сердце, когда смотришь военные фильмы, читаешь произведения о том времени, смотришь военную кинохронику,  слушаешь рассказы фронтовиков, которых остается все меньше и меньше, тружеников тыла.  Но есть еще живые свидетели той войны, они встретили ее детьми. С болью и скорбью они вспоминают о том времени и делятся с нами, чтобы никогда не повторилось…

Валентина Васильевна Давыдько  всю жизнь прожила в Дубровно. Трудилась на КПТ.  Ее жизнь полна разными событиями, но воспоминания самого раннего детства не отпускают, живут, яркими красками врываясь в сны. Сегодня она делится своими воспоминаниями и рассказами своей мамы.

—Лето 1941 мы встречали у бабушки в г.Дубровно, куда приехали после отъезда отца в командировку. Одним из первых детских воспоминаний, врезавшихся в память, было то, как немцы въехали на мотоциклах на улицу Шкловскую, где мы играли. Я тогда не понимала, чем обернется для всех нас эта первая встреча с немецкими солдатами, — рассказывает Валентина Васильевна. — В Дубровно жили и другие наши родственники. Им тоже пришлось несладко. Моя тетя, жена маминого брата, заболела тифом, родственники вынуждены были забрать ее к себе и прятать, чтобы фашисты не расстреляли. Они ведь очень боялись заразиться и часто жестоко обходились с больными. Жили мы вчетвером: бабушка, мама и мы с сестрой, ей тогда было 2 года. Позже мы переехали в дом дяди, потому что в нашем было опасно: из-за бомбежек он мог развалиться. Фронт тогда стоял в Кирееве, а в Дубровно солдаты и офицеры приезжали отмыться и отоспаться в теплых домах. Жили они и у  нас в доме, — вспоминает  женщина.

Еще одно яркое воспоминание детства Валентины Васильевны, как немецкие солдаты гонялись за курами. Хоть птица и глупая, а, услышав чужую речь, разлеталась во все  стороны — не поймать. В их семье кур успели съесть сами, поэтому большого голода поначалу не испытывали. Мама Валентины пошла работать на Дубровенскую мануфактуру, надо было как-то выживать. Молодые девушки и женщины, чтобы не привлекать внимания, завязывали платки так, чтобы они как можно больше закрывали лицо, сутулились.

— Я помню, как мать рассказывала, что однажды, возвращаясь домой, получила плеткой (бизуном, как его называли) просто так, безо всякой причины от немецкого солдата, стоявшего на посту возле моста через Днепр. Еще мать рассказывала, что ежедневно часть женщин по очереди водили под конвоем в д.Бурая. Там они готовили, стирали…

Мама рассказывала и такой случай, — продолжает В.В.Давыдько. — Однажды немецкий солдат, ради «шутки», забрал наши с сестрой теплые вещи. Мама на коленях просила этого не делать, а он только рассмеялся и, сев на мотоцикл, на ломаном русском сказал: «Если догонишь, отдам». Понятно, что такие догонялки не могли закончиться чем-то хорошим. Если бы мама побежала за ним, неизвестно, что стало бы с ней и с нами….

Зимой сестра  Валентины заболела корью, семья решила уехать из города. Их четверо и тетя с двумя дочерьми пошли по дороге на Оршу. У сестры началось воспаление легких. Остановились у одной женщины в Крапивно, расположились прямо на полу. Дети тогда очень часто болели и не все выживали. Вот и дочка хозяйки умерла, а сестра выжила. Перезимовали и поехали дальше кочевать по опустошенным деревням и селам. Боялись самолетов, бомбежек. Спасались в белорусских лесах…

—Летом 44 года мы жили в одном из них. Хорошо запомнила, как к нам пришел какой-то мужчина и сказал, что немцы отступили. Вот тогда и началось наше возвращение в родные места. Еще одно яркое воспоминание детства: когда пришли в Дубровно, домов наших уже не было, а дорога по улице была вся усыпана мелким стеклом, и свет от него играл разноцветными красками, как будто радуга освещала наш путь домой. Наша семья выжила. И пусть мои воспоминания обрывочны, часто это и вовсе воспоминания мамы и бабушки, но я запомнила одно: война — это худшее, что могло сотворить человечество. После войны мама пошла работать на льнозавод, нам дали квартиру,  3 семьи в одной комнате жило. В тесноте, да не в обиде, как говорят. А отец так и не вернулся, пропал без вести. Как и многие другие солдаты, память о которых навсегда останется в наших сердцах. И какие бы трудности после не встречались на нашем жизненном пути, люди моего поколения все время повторяют фразу: «Лишь бы не было войны!» Я хочу и сегодня, когда в мире так неспокойно, сказать всем жителям земли: люди! Берегите мир! Это самое ценное, что есть на земле, — призвала Валентина Давыдько.

 Елена ЗАЙЦЕВА.